Фольклор » День угощения домового
День угощения домового
 
У русичей и других славянских народов 28 января праздновали День угощения домового. Сразу после ужина хозяйка дома оставляла за печкой горшок с кашей, предварительно обложив его горячими углями. Это делалось для того, чтобы к моменту появления домового (он приходил ровно в полночь) каша не остыла и «заступник дома» мог насладиться горячей пищей.


Существовало поверье, что если оставить доброго помощника без угощения в эту ночь, он очень легко может превратиться в лютого врага, и тогда можно не рассчитывать на то, что год сложится удачно…Этот праздник называли еще и Кудесами. Что это такое кудесы? В некоторых славянских наречиях это слово обозначало бубны. Музыкальный инструмент, симбиоз маленького барабана и колокольчиков. Праздник есть праздник, а потому во многих семьях старались задобрить «запечника» (именно там и жил домовой) плясками и песнями. Причем веселились от души…

Если к нему с душой – поможет

Но суть сводилась к тому, что если к домовому относиться по-человечески, то он обязательно поможет, убережет от беды как людей, так и хозяйский скот. Особенно коров, к которым каждая хозяйка относилась очень бережно, ведь буренка была зачастую настоящей кормилицей. Никто не мог уберечь коров от порчи так, как добрый домовой…

Ведь домовой – никто иной, как один из детей бога Велеса, изначального заступника славян. И дети его селились ближе к людям для того, чтобы им во всем помогать. Тех, кто жил за печкой называли домовыми, кто отправился в лес – лешими, добрых духов рек и озер – водяными, а тех, кто готов подсобить человеку в поле – полевиками. Они, по примеру, домовых, чаще всего появлялись в полночь, когда у человека, задержавшегося в пути, от усталости слипались глаза. А полевики правили их конями, не зря ведь люди замечали, что лошадь всегда найдет дорогу домой. Впрочем, как и кот или собака. Но не сами же они по себе находили дорогу, ими обязательно кто-то управлял…

Без ремня, но сурово

Но домовой был не только «охранником» дома и скота, он считался неплохим воспитателем. Конечно, до физического наказания дело не доходило, но нерадивым хозяевам домовой устраивал различные неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ронял одежду и посуду... Опять же, если в доме что-то пропадало, «суседушка» сам находил вора, пробирался в его избу и из переднего угла начинал страшно выть, пока лихоимец, не желая быть разоблаченным, не находил способа незаметно вернуть похищенное. Обычно украденные вещи ночью подбрасывали во двор, и тогда домочадцы говорили: «Суседушко постарался»… Подробности здесь.

В некоторых славянских племенах считалось, что домовой обязательно заселяется в дом, как только тот будет готов. Другие полагали, что «запечник» рождается из душ тех деревьев, из которых рубится изба. Ведь деревья, как и люди, имеют души и после того, как бревно идет на строительство, его душа остается тут же. Третьи вообще полагали, что образ жизни домового практически ничем не отличается от человеческого: он может жениться, заводить детей, а значит, плодить молодую поросль для новых домов…

На чем переносили домового?

Бывали случаи, когда изба, например, после пожара становилась неприспособленной к проживанию в ней. Рубилась новая изба, но домовой, по представлению домочадцев, оставался на пепелище неприкаянным. И для того, чтобы этого не произошло, его «брали» с собой на новоселье. Для этого домового сажали либо в лапоть, либо на деревянную лопату, с помощью которой сажали в печь хлебы…

Предполагалось, что домовой предсказывает будущее. Так, желая предупредить о неприятностях, он скребется и возится в углах; дергая женщину за волосы, намекает на то, что ей надо опасаться споров с мужем. А если домовой проведет по щеке засыпающего хозяина мохнатой лапой – можно ожидать богатства; теплой – к добру; холодной и шершавой – к худу.

В наш век, постепенно выкарабкивающийся из атеистического неверия, в существовании домовых уверен далеко не каждый. Как я всегда говорю, пока это не касается человека впрямую, как тут, ему, по большому счету, абсолютно безразлично. Но, если Иванов не верит в третий закон Ньютона, то это не означает, что третий закон Ньютона перестает существовать. За мою многолетнюю практику работы с нетрадиционными видами энергетики доводилось неоднократно убеждаться в том, что домовые – это вовсе не бабушкины сказки, как может показаться на первый взгляд. Уместно привести такую историю.

Дело было в Риге, в начале 90-х годов прошлого столетия. Ко мне обратилась жительница одного из старинных домов, стоящих на берегу реки. Сказала, что в последнее время она, ее муж и оба сына часто и тяжело болеют. Более того, она постоянно ощущает присутствие в квартире какого-то существа, несущего явно отрицательную энергию. А несколько раз ей даже удавалось «различить» это мохнатое существо. Заглянув в квартиру, я убедился в том, что в словах хозяйки немалая доля правды. «Оно» находилось на своем привычном месте: правда, не за печкой, которую давно демонтировали, а на антресолях шкафа. Я указал на место «лежки» и спросил: «Здесь вы чаще всего чувствуете «постороннего»? Хозяйка удивилась: «А как Вы догадались?»

Голландцы чтили домовых

Начал «вживаться» в ситуацию, показалось, что женщина знает больше, чем рассказывает. Попросил ее поведать историю дома. Она заметно оживилась: «Вы и это знаете? Я ведь специально изучала легенду дома. Дело в том, что в XV веке в Ригу приехало немало голландских семей, которые обосновались именно в этом квартале. Недалеко от этого места одна из приезжих семей построила временное жилье, в котором они разместились до того момента, пока не будет отстроен новый дом. Своего домового они везли из самой Голландии, он им постоянно давал знать о себе.

Дела на новом месте пошли очень хорошо. Хозяин был искусный портной, хозяйка в мастерстве кройки и шитья мало в чем уступала супругу. От заказов отбоя не было, что позволило отстроить новый дом относительно быстро. Но домового они прихватили не с помощью лаптя или лопаты, а пошили для него роскошную подушечку для иголок, куда воткнули несколько из них.

– Мы об этом узнали случайно, – продолжала хозяйка. – Мой дед, а этот дом принадлежал ему, однажды вздумал сломать и убрать старый камин. Когда кирпичи начали разбивать, наткнулись на эту подушечку с иголками. Дед хотел их выкинуть (к портновскому делу он никакого отношения не имел), а бабушка его отговорила, она смекнула, что эта подушечка не случайно была замурована в кирпичи камина…

Словом, до определенного момента подушка с иголками была нашей семейной реликвией. А однажды мой муж наводил без меня порядок и выкинул подушку вместе с иголками. Вот с тех пор мы и болеем, а «оно» время от времени нас пугает. Как будто чего-то требует.

– Если бы вы выкинули абсолютно все иголки вместе с подушкой, домовой навсегда исчез бы из вашего дома. Но ваш муж оставил себе, как минимум одну иголку, и «ему» приходится разрываться между двумя домами…

Позвали мужа. Пусть и не сразу, но он вспомнил, что одну иголку он, действительно, сохранил и понес ее показывать сослуживцам на работе: мол, такими были швейные принадлежности в XV веке. Выкинуть иголку ему не дали, она до сих пор хранится в ящике его рабочего стола…

Когда иголку вернули на место, в квартиру, домовой перестал тревожить жильцов. А вскоре они перестали болеть. А все потому, что поток негативной энергии исчез…

Какую же кашу любят домовые в День своего угощения? Любую! Ту, что едят хозяева. Главное, чтобы подношение было выполнено с любовью. Но не расстраивайтесь, если поутру обнаружите, что домовой так и не притронулся к каше. Это другие, так называемые полевые формы жизни, так что кашей они не питаются. Для них важен не вкус угощения, а внимание…