Велесов день
Считалос, что в этот день Велес "сшибает рог зиме"
В полнолунье лютого зимнего месяца, который так и зовется - Лютень (февраль) чествуется День Велеса (если полнолуние не попадает на середину или вторую половину Лютня - то в удобный для всех день с 10 по 25 Лютня).
Лютая зима пошла на убыль . Еще будут морозы и метели, но перелом уже наступил. Солнечные Боги уже рождены и набирают силы в чертогах своих небесных к Светлом Ирии. Там же пребывают и все остальные наши Боги - забот у них сейчас много. Некогда им заниматься нашими, людскими делами. Выглянет порой Солнышко, посмотрит, что все идет своим чередом, да и опять к своим делам обра-тится. И происходит это из года в год. И не прекращается великое Коловращение - от веку к до века.
И только Велес, дед наш остается с людьми в это тяжкое время и не дает духам беспутным азарничать и вредить людям и зверю дикому. И злится на него Марена за невнимание, н напускает на людей лихорадки разные, а на скотину - коровью смерть. Вся Природа в ледяном сне и только одинокий Велес Корович ходит по городам и весям, не давая загрустить людям.
В этот день Велес предстает в своей коровьей ипостаси, посему в этот день в требу ему приносится коровье масло, а на братчине не едят говядину. Люди чествуют Велеса Коровича, проведшего их через зимние испытания - через мразы, хлады, глады и метели, и который не покинет их ни весной, ни летом, ни осенью. Отмечая перелом зимы и начало движения к весне, люди говорят: вэтот день Велес с зимы рога сшиб.
Обряды Велесова Дня начинаются еще ночью н продолжаются весь день.Молодицы в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а
затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы
были послушные».
В этот день в требу приносится коровье масло.
Ночью женщины- хранительницы домашнего очага, после зачина - совершали обряд опахивания - проведения сохой межеводной борозды посолонь вкруг всего поселения (требища) - для отгона «коровьей смерти» и прочей нечести от жилища честных людей.. Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.
После проведения межеводной борозды женщины возвращаются в круг, а соха предается огню. Далее приносится треба Велесу, и братина с медом посолонь обходит всех присутствующих, которые славят Велеса и всех Богов наших.
Затем гости и участники приступают к пиру-братчине, после которого переходят к молодецким забавам и играм, поют песни и веселятся - кому что на ум придет.