: Соотечественники и представитель РПЦ надеются на возрождение миссии в Корее
5 ноября 2013 года

Верующие соотечественники в Южной Корее надеются чаще молиться на богослужениях на церковнославянском языке, и епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (Ким) не исключает возрождения в будущем Российской духовной миссии, действовавшей на территории Южной Кореи с конца XIX века по 1949 год.

Епископ Феофан прибыл в крупнейший южнокорейский портовый Пусан на 10-ю ассамблею Всемирного совета церквей (ВСЦ).

ТОЛЬКО НАДЕЖДА

"Сейчас такого конкретного вопроса - о возрождении Российской духовной миссии в Корее - не стоит. Это связано, во-первых, с тем, что духовное окормление наших российских граждан на сегодняшний день совершает Корейская митрополия Константинопольского патриархата, у них есть храмы здесь во всех крупных городах. И те прихожане, которые ищут духовного окормления, в первую очередь, приходят в те храмы, которые уже есть. Я сам прослужил больше 10 лет в Сеуле, как раз этим занимался", - сказал в интервью епископ Феофан (в миру Алексей Ким, родом из Южно-Сахалинска, из обрусевших корейцев).

Когда он по благословению священноначалия служил в Корейской митрополии Константинопольского патриархата для русскоязычных верующих (с 2000 до 2011 года), по его словам, на всю Корею было около 10 тысяч зарегистрированных граждан России.

"Для того, чтобы открыть наш храм, очень много, что потребуется: прежде всего, какое-то помещение, где можно было бы совершать богослужения, но самое главное - это желание самих русских прихожан иметь что-то свое", - отметил собеседник агентства. По его словам, вопрос поднимался несколько раз, даже на уровне правительств, но никаких реальных шагов сделано не было.

"В перспективе, конечно, хотелось бы. И связи между Россией и Кореей все укрепляются... Могу выразить просто надежду, что по мере того, как отношения между странами будут углубляться, когда-то Русская церковь сможет в полной мере окормлять своих граждан", - добавил епископ.

Он сообщил, что на том месте в Сеуле, где некогда стоял русский храм, "сейчас совсем другие здания", а имущество, которое принадлежало Российской духовной миссии, в свое время было продано православной общиной. "Из памятников той эпохи осталась только часть башни от Российского посольства в центре Сеула, в других городах ничего нет", - констатировал представитель РПЦ.

Отвечая на вопрос о проблемах соотечественников в Корее, он напомнил, что Константинопольская церковь использует в своем богослужебном календаре новый стиль, тогда как Русская - старый стиль (Юлианский календарь). "Поэтому приходят наши люди на праздники, например, на Рождество (7 января по календарю РПЦ), а оно уже отпраздновано в храмах Константинопольского патриархата (25 декабря)", - сказал епископ.

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Сами верующие соотечественники, которые присутствовали на литургии, впервые совершенной в консульстве России в Пусане в воскресенье главой делегации РПЦ на ассамблее Всемирного совета церквей, председателем отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом, на вопрос о том, хотелось бы им иметь свой храм в Сеуле или Пусане, отвечают утвердительно.

В Южной Корее нет действующих храмов Московского патриархата, хотя с конца XIX века по 1949 год их было несколько. И русскоязычные верующие (только в одном Пусане зарегистрировано свыше 600 русских жителей, а в округе генконсульства, включающего еще ряд городов, - около полутора тысяч) вынуждены молиться в храмах Константинопольского патриархата, где богослужения чаще всего совершаются на греческом или корейском языках. Только изредка из Сеула приезжает священнослужитель-украинец (из Константинопольского патриархата), который может совершать литургию на церковнославянском.

Поэтому архиерейскую литургию консул Владислав Мошкутело назвал "историческим моментом". По его словам, если бы в Пусане появилась русская церковь, в нее ходили бы и русские моряки, которых в прошлом году здесь побывало 37 тысяч человек. Пока же их активно завлекают в порту брошюрами местные протестантские церкви.

Кроме того, в Южной Корее сегодня уделяется большое внимание развитию образования, и в местных университетах преподают специалисты из России. Некоторые из них приехали на литургию в консульство. Одна из причастниц - преподавательница театрального искусства в университете Кемён в городе Тэгу (примерно в полутора часах езды от Пусана) Марина Разночинцева выразила желание чаще иметь возможность посещать службы на церковнославянском языке, ее поддержали и другие соотечественники.

РУССКАЯ МИССИЯ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

По информации официальных сайтов Московского патриархата и отдела внешних церковных связей, миссионерская деятельность Русской церкви среди корейцев отсчитывается с 1856 года. Тогда святитель Иннокентий (Вениаминов) начал посылать проповедников в Южно-Уссурийский край, куда направился поток корейских переселенцев. В 1884 году Россия установила с Кореей дипломатические отношения. Заключенный годом позже договор предусматривал, что в корейских портах, открытых для иностранцев, русским подданным предоставляется право свободного отправления богослужений. В 1897 году определением Святейшего Правительствующего Синода в Корее была учреждена Российская духовная миссия. На тот момент в Сеуле насчитывалось более 120 русских и 30 православных корейцев.

В 1900 году глава миссии архимандрит Хрисанф прибыл в Сеул, состоялось освящение домовой церкви. В 1903 году в центре Сеула воздвигнут первый православный храм - собор святителя Николая (Чон-дон). В трудные послереволюционные годы Российская духовная миссия в Корее смогла сохранить попечение о православных беженцах из России и миссионерскую заботу о своей корейской пастве. В 1936 году паства миссии проживала уже в 17 городах, включая Пхеньян и другие находящиеся сегодня на территории Северной Кореи. В одном из них, Омпо, миссия организовала строительство церкви-часовни.

Миссия продолжала свою деятельность на Корейском полуострове до 1949 года, когда южнокорейские власти выдворили из страны ее последнего главу архимандрита Поликарпа (Приймака), а все имущество и земли арестовали. В 1953 году военный капеллан греческих войск в составе сил ООН в Южной Корее архимандрит Андрей (Халкилопулос) приступил к реорганизации прихода в Сеуле, и в 1955 году сохранившиеся приходы Российской миссии, не имевшие в те годы возможности контактов с РПЦ, перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата.

В 2002 году председатель Госкомитета обороны КНДР Ким Чен Ир во время пребывания в России выразил желание построить в Пхеньяне православный храм. В феврале 2003 года Москву посетила делегация Совета общества верующих КНДР - и в составе общества был образован Православный комитет. Вскоре РПЦ приняла на обучение в Московскую духовную семинарию четырех студентов из КНДР - кандидатов для дальнейшего пастырского служения в Северной Корее. А в июне 2003 года была освящена закладка храма в честь Живоначальной Троицы в Пхеньяне.

В 2005 году в Москве в сан диакона были возведены студенты Московской семинарии Феодор Ким и Иоанн Ра. В 2006 году на имя патриарха Алексия II поступило обращение председателя Православного комитета КНДР о принятии общины строящегося в столице КНДР храма в лоно РПЦ - и Священный Синод учредил в каноническом ведении патриарха Московского и всея Руси православный приход храма Живоначальной Троицы в Пхеньяне. В августе 2006 года храм освятил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне патриарх). В дни визита в КНДР он также возвел в сан пресвитера выпускников Московской семинарии диаконов Феодора Кима и Иоанна Ра. В настоящее время Пхеньян регулярно посещают архиереи и клирики РПЦ для совместного служения с северокорейскими священнослужителями, а священники из КНДР совершенствуют богослужебную практику во Владивостоке.