Christies принимает эстафету русских торгов в Нью-Йорке
13 апреля 2011 года
Аукционный дом Christies проводит в среду традиционные весенние русские торги в Нью-Йорке, представляя коллекционерам русское искусство от Фаберже и юсуповского фарфора до нонконформистов времен СССР.
Торги, на которых устроители ожидают выручить около 5 миллионов долларов, станут логическим продолжением аукциона предметов русского искусства Sothebys, завершившегося несколькими ценовыми рекордами. Холст художника Генриха Семирадского (1843-1902) "Танец среди мечей" был продан на утренней сессии за 2 миллиона 98 тысяч 500 долларов, а рисунок советского мастера Юрия Пименова (1903-1977) "Кафе" - за 410,5 тысячи долларов и стал самым дорогим рисунком на бумаге, выполненным российским художником 20-го века.
Искусствоведы Christies назвали топ-лотом торгов портрет кисти Бориса Григорьева (1886-1939) "Дети" с этимейтом 600-800 тысяч долларов. Он был написан художником в Нью-Йорке в начале 1920-х годов.
На портрете изображены 12-летние сестры-двойняшки Кэтрин и Мэри Кейн, дочери Мэлвилла и Флоренс Кейн. Эта семья занимала видное место в художественной среде Нью-Йорка того времени наряду с "властителями дум" великим фотографом Альфредом Стиглицом (1864-1946) и художником и поэтом Марсденом Хартли (1877-1943).
"В этой работе завораживает то, что она создана под влиянием разных стилей - это и Сезанн, и кубизм, и очень важная в истории России традиция иконописи", - рассказала глава департамента русской живописи вице-президент Christies Изабела Грохольски.
По ее мнению, в число топ-лотов войдет картина русского живописца Алексея Корзухина "Крестьянские дети в лесу". Художник был одним из ключевых участников "бунта четырнадцати" 1863 года, а в 1870 году стал одним из основателей творческого объединения "Передвижников". На протяжении многих лет полотно находилось в собрании вице-адмирала Ньютона Мак-Калли, игравшего важную роль в русско-американских взаимоотношениях в области военно-морских сил. Картина впервые выставлена на торги.
На нынешних торгах представлены работы советских нонконформистов из частных американских коллекций. Искусствоведы акцентируют внимание на абстрактной композиции Лидии Мастерковой, выполненной в 1964 году.
Одним из самых значимых лотов декоративно-прикладного искусства специалисты называют бронзовое изваяние Петра Великого работы Марка Антокольского, выдающегося скульптора второй половины XIX века.
"Антокольский начал делать первые наброски будущей скульптуры в Италии. В 1878 году скульптура была отлита в бронзе и выставлена на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Вскоре скульптура была установлена напротив дворца Монплезир в Петергофе", - рассказал вице-президент аукционного дома Марк Моерк.
Аналогичные памятники были установлены в Санкт-Петербурге, Архангельске и Таганроге.
Удивительная судьба и у коллекции фарфоровых тарелок работы Императорского фарфорового завода Юсуповых в Архангельском, продукция которого поставлялась исключительно для нужд императорского двора.
Коллекция из четырех дюжин тарелок, украшенных цветами, была куплена женой крупнейшего чикагского промышленника Джеймс Харахан в Ленинграде в 1932 году через "Торгсин", сбывающий за рубеж раритеты высшего российского дворянства. До сих пор этот юсуповский фарфор хранился в семье наследников Харахан и впервые в среду появится на рынке.
"Работы великих мастеров русского искусства ценились современниками и ценятся нынешними коллекционерами. Это знак высочайшего качества", - считает Моерк.