Чтение вслух поможет привить российским детям любовь к чтению, считают эксперты
20 апреля 2012 года

Российские педагоги и психологи считают, что чтение вслух поможет привить ребенку любовь к чтению, особенно если сначала родители будут читать детям, а потом - наоборот.

Президент РФ на совещании по вопросам школьного образования в Санкт-Петербурге в четверг признался, что у него нет ответа на вопрос, каким образом привить детям любовь к литературе и чтению. При этом он добавил, что не важно, будет ребенок читать электронные или обычные книги.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

Доцент Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Михаил Телегин отметил, что новых рецептов, как вызвать у ребенка интерес к литературе, нет, и все инновации бессильны. По его мнению, современные дети не любят читать, потому что у них нет такой привычки и мало положительных примеров.

"Мама с книгой, папа с книгой, лучший подарок - книга: раньше была привычка к чтению, сейчас ее нет", - отмечает Телегин.

Это мнение разделяет и начальник методического отдела центра "Практический психолог" МГППУ Илона Грошева. В современных семьях уже нет традиций чтения, плюс ко всему взрослые часто пугают ребенка книгой и он расценивает чтение, как наказание, считает эксперт.

"Важно перестроить свои мысли, книга - это не наказание, а поощрение. Совет родителям и педагогам - не занудствовать, не давить на детей, все-таки чтение - это легкий приятный и увлекающий процесс", - отмечает Грошева.

Она предлагает семьям выделять каждый вечер на совместное чтение вслух хотя бы 15 минут. "Сегодня мама читает, завтра - папа, а послезавтра - ребенок. Книга для такого чтения должна быть интересна всей семье. Для того, чтобы интерес продолжался, как и в фильмах, и мультиках, заканчиваем чтение на чем-то интересном, а что будет дальше, мы узнаем завтра", - советует эксперт.

Психолог советует начинать читать с ребенком, и постепенно он начнет читать сам. Точно также как дети выполняют домашнее задание, сначала им помогают родители, и постепенно ребенок делает это самостоятельно.

ОБРАЗ МЫСЛЕЙ

Чтобы вызвать у ребенка интерес к книгам, стоит пересмотреть школьную программу и отношение к учителю литературы, считает Телегин.

"Учитель - не менеджер и не урокодатель. Додумались, учителей литературы записали в сферу услуг! Учителям надо вернуть себе достоинство, обрести голос и возглавить борьбу за умы и души наших детей. Надо прекратить третировать русский язык и литературу в школьных программах. В 1950 году на чтение, чистописание и русский язык в начальной школе отводилось 15 часов, сейчас от трех до пяти, это позор и вредительство", - отмечает доцент МГППУ. Также он предлагает вернуть сочинение как главный экзамен для поступления в гуманитарные вузы.

Психологи сходятся во мнении, что само по себе большое количестве книг в доме не вызовет у ребенка интереса к чтению. "Все эти красивые купленные книги стоят мертвым грузом, потому что до них никто не дошел - ни родитель, ни ребенок", - считает Грошева. Она советует родителям, ежедневно находить время на общение с ребенком, не только чтобы спросить, как его дела, но и поговорить о книгах, обсудить прочитанные произведения.

"У нас с дочкой есть правило: если мы покупаем книгу, мы обязательно ее должны прочесть. Это дисциплинирует при отборе книг. Само по себе количество книг не гарантирует, что у ребенка проснется интерес, больше гарантирует отношение и живой пример", - отмечает Телегин.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Также эксперты считают, что не стоит родителями бороться с электронными книгами и другими современными новинками. "Если читают на цифровом носителе - пусть, все-таки важны качество, суть, а не форма, но, в конце концов, бумажная книга для глаз полезна", - полагает доцент МГППУ.

По мнению Грошевой, бессмысленно препятствовать детям читать с электронных носителей. "Глупо бороться с тем, что есть. Это изобретено и почему мы должны от этого отказываться, и ребенок нормально реагирует на это, когда спрашивает, почему он не должен этим пользоваться, если это есть", - считает она.