День Крещения Руси
28 июля 2010 года
Праздник Дня крещения Руси впервые отмечается в России в среду, 28 июля. Ниже приводится справочная информация.
Президент России Дмитрий Медведев 1 июня 2010 года подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России". В перечне памятных дат России появилась новая памятная дата ? День крещения Руси, который отныне будет отмечаться 28 июля. С предложением придать государственный статус этому празднику ранее выступила Русская православная церковь.
В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, наряду с Днем славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В Украине аналогичная дата уже несколько лет является государственным праздником, именуемым Днем крещения Киевской Руси ? Украины. Он был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины.
В России законопроект о включении Дня Крещения Руси в число памятных дат был разработан Министерством культуры во исполнение поручений президента РФ Дмитрия Медведева от 14 августа 2009 года и председателя правительства РФ Владимира Путина от 27 августа того же года. Проект закона был рассмотрен на заседании президиума правительства РФ 16 февраля 2010 года. 21 мая 2010 года законопроект был принят Государственной Думой ФС РФ и 26 мая одобрен Советом Федерации ФС РФ.
Как отмечается в сообщении пресс?службы Кремля: "Федеральный закон направлен на юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности".
Крещение Руси, которое произошло в 988 году и связано с именем святого князя Владимира, которого историки назвали Великим, церковь - святым равноапостольным, народ же прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Предание рисует в эти годы князя настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров.
В 983 году после удачного похода Владимир решил принести человеческую жертву своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, который был христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые мученики-христиане на Руси.
Этот случай публичного осуждения языческих богов заставил князя Владимира задуматься над истинностью его языческой веры. Летописное повествование о "выборе вер" ("испытании вер") Владимиром носит легендарный характер. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сначала пришли волжские булгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи ? иудаизм.
Иудаизм Владимир не принял, ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей Земле. Вера магометан (булгар волжско?камских) Владимиру не понравилась необходимостью совершать обрезание, запретом есть свинину и пить вино.
Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и Владимир слушал его с большим вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором было изображено судилище Господне. Справа стояли праведники, идущие в рай, а слева ? грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева".
Предание гласит, что князь Владимир, чтобы испытать на месте чья вера лучше, послал девять посланников. Когда русские послы были в Константинополе, то великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души.
Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир со многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.
Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви. Он посещал с проповедью веры страну Волынскую, крестил в Киеве даже несколько князей болгарских и печенежских.
Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Новая вера распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода.
Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий ? например, в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро?Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Святой князь Владимир скончался 15 июля 1015 года и был погребен в Десятинной церкви в Киеве. Он был приравнен православной Церковью к лику святых и назван равноапостольным.