День железнодорожных войск РФ
6 августа 2010 года

День железнодорожных войск РФ отмечается 6 августа.

Впервые День Железнодорожных войск Российской Федерации установлен Указом № 1040 Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 г. "Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации".

В настоящее время устанавливается указом № 549 от 18 июля 2006 г. "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации"; указ № 1040 потерял силу.

Железнодорожные войска - специальные войска, обеспечивающие боевую деятельность ВС посредством технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог, разминирования и организации временной эксплуатации головных участков восстанавливаемых железнодорожных направлений, а также строительства новых и повышения пропускной способности действующих железных дорог, развития транспортной сети.

Железнодорожные войска России ведут отчет своей истории от 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства Санкт?Петербургско?Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления Санкт?Петербургско ? Московской железной дороги. В соответствии с этим Положением и были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги.

В 1877?1878 годах, в ходе русско?турецкой войны, военные железнодорожники успешно справились со стоящими перед ними непростыми задачами и обеспечили непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими железнодорожному участку Бендеры - Галац.

Важную роль Железнодорожные войска сыграли в ходе Первой мировой войны, за период которой они построили около 300 километров ширококолейных железных дорог и до 4 тысяч километров узкоколейных.

Датой создания железнодорожных войск в Красной Армии является 5 октября 1918 года - приказом Главнокомандующего ВС Республики объявлено постановление об их организации и формировании.

Весом вклад военных железнодорожников и в победоносное завершение Великой Отечественной войны. Выполняя поставленные задачи в тяжелых, чаще всего боевых условиях, они восстановили около 120 тысяч километров путей, более 15 тысяч мостов и труб, построили свыше 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более 2 миллионов мин и фугасов.

Личный состав войск проявил высочайшее мастерство, волю и мужество, самоотверженность и героизм при обороне Москвы и Ленинграда, битвах под Сталинградом и на Курской дуге, во время освободительных операций на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике, в странах Восточной Европы и Германии.

25 апреля 1945 года в разгар боев за германскую столицу военный железнодорожник сержант Иван Егорович Лесников привел по пути, восстановленному войсками, первый советский поезд в Берлин.

Действия воинов?железнодорожников в годы Великой Отечественной войны получили самую высокую оценку. Звание Героя Советского Союза (посмертно) присвоено сержанту Виктору Мирошниченко. 26 военнослужащим присвоено звание Героя Социалистического Труда, более 35 тысяч награждены орденами и медалями.

После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно участвовали в восстановлении и реконструкции разрушенных железных дорог, строительстве новых железнодорожных магистралей. Наиболее значительными из них являются линии Абакан - Тайшет, Ивдель - Обь, Тюмень - Сургут, Байкало?Амурская магистраль.

Подразделения войск неоднократно привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении.

В настоящее время железнодорожные войска решают вопросы технического прикрытия и эксплуатации стальных магистралей. Мобильные, хорошо оснащенные железнодорожные войска вносят достойный вклад в развитие железных дорог и укрепление обороноспособности России.