Дизель-электроход "Василий Головнин" с полярниками и грузом ушел из Аргентины в Антарктиду
18 января 2011 года

Дизель-электроход Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) "Василий Головнин" во вторник отправился из Буэнос-Айреса в Антарктиду, куда доставит около 60 исследователей и более 4 тысяч тонн грузов для полярных станций Аргентины, передает корреспондент .

Кроме того, корабль заберет со станций 500 тонн мусора для доставки на "большую землю" (в Антарктиде запрещена утилизация отходов).

Судно 12 дней назад вошло в тайм-чартер аргентинской компании Seven Seas для доставки полярников, продуктов питания, научной аппаратуры и топлива к постоянным аргентинским антарктическим станциям "Бельграно-II", "Оркадас", "Марамбио", "Эсперанса", "Сан-Мартин", "Джубани", а также временным базам "Петрель", "Камара", "Браун" и "Примавера".

"Наше судно аргентинцы фрахтуют уже четвертый год подряд после того, как в результате пожара в апреле 2007 года вышел из строя их ледокол "Адмирал Ирисар", который традиционно задействовался в антарктических экспедициях. За это время мы поднабрались опыта. Думаю, что справимся с поставленной задачей в оговоренные 83 дня фрахта", - заявил корреспонденту перед отходом капитан российского корабля Иксан Юсупов.

На борту дизель-электрохода находятся два вертолета КА-32 компании "Авиалифт".

"В Буэнос-Айрес вертолеты были доставлены на другом судне. Здесь на месте мы провели все необходимые наладочные работы. Поскольку большинство аргентинских станций в Антарктиде не имеют причалов, грузы от корабля до баз будут доставлять экипажи вертолетов", - пояснил инженер "Авиалифта" Олег Третьяков.

Нынешняя экспедиция в Антарктиду значительно длиннее, чем в прошлом году. Вызвано это необходимостью захода на расположенную в море Уэдделла одну из самых южных станций - "Бельграно-II", которую снабжают один раз на две зимовки вперед. Электроход "Василий Головнин" к этой станции пойдет в конвое с ледоколом "Капитан Драницын", с которым он встретится 30 января у мыса Норвегии в Антарктике. Судам предстоит вместе преодолеть самый опасный участок, который к тому же почти перекрывает огромный айсберг.

Руководство Аргентины неоднократно выражало благодарность экипажу "Василия Головнина" за успешное проведение экспедиций к Южному полюсу. По мнению главы Национального управления антарктических исследований южноамериканской республики Мариано Мемолли, аргентинцы намерены пользоваться его услугами еще минимум в течение трех антарктических навигаций.

"У нас с русскими много общего: традиции, обычаи, подход к делу. Наш ледокол пробудет в ремонте еще несколько лет. Однако вне зависимости от окончания ремонта, мы намерены и в дальнейшем продолжать сотрудничество с Россией в реализации совместных научно-технических проектов. Когда понимаешь, что человек из другой страны - твой друг, это очень облегчает работу", - сказал Мемолли .

По его словам, именно в Антарктиде будут использоваться два российских средних многоцелевых вертолета Ми-17, контракт на поставку которых был подписан с Минобороны Аргентины в сентябре 2010 года. "Два вертолета, купленные в России, предназначены для перелетов в Антарктиде. Уже определенно и место их базирования - полярная база "Марамбио", - пояснил Меммоли.

В свою очередь гендиректор МИД Аргентины по вопросам Антарктики Ариэль Рикардо Манси также считает, что "существует большой потенциал для сотрудничества между нашими странами".

По его мнению, в дальнейшем, чтобы оптимизировать свои расходы, аргентинцы намерены использовать судно "Василий Головнин" для доставки грузов и на базы других стран, в частности, Уругвая, Украины, Польши. Действительно, российский корабль может взять на борт вдвое больше грузов для доставки в Антарктиду, чем это делается ныне. К тому же за летнюю навигацию в Южном полушарии он мог бы совершить несколько рейсов.

"Мы присматриваемся к опыту россиян. И планируем воспользоваться их помощью через наших аргентинских коллег", - заявил вице-президент Национальной портовой администрации Уругвая Хуан Хосе Домингес.

Дизель-электроход "Василий Головнин" водоизмещением 20 тысяч тонн построен в Херсоне в 1989 году как стратегическое судно, в трюмы которого своим ходом способна въезжать тяжеловесная техника. Российское судно названо в честь прославленного российского мореплавателя Василия Головнина (1776-1831), который прошел путь от кадета Морского корпуса до вице-адмирала, директора департамента кораблестроения. Головнин был одним из инициаторов организации российской экспедиции, открывшей 28 января 1820 года Антарктиду.

Аргентина имеет в Антарктиде шесть постоянно действующих станций, 10 временных, а также около 60 убежищ, большая часть из которых заброшена.

База "Эсперанса" является единственной в Антарктиде базой, где уже более 30 лет полярники живут семьями. На ее территории имеется детский сад, общеобразовательная школа и даже казино. На базу "Марамбио" уже 40 лет приземляются крупнотоннажные самолеты "Геркулес" С-130 на колесном шасси. Имеется взлетно-посадочная полоса с естественным покрытием длиной 1,2 километра и шириной 40 метров. Здесь есть почта, спутниковое телевидение, телефонная связь и Интернет. На станции постоянно базируется самолет DHC-6 Twin Otter, а летом - два вертолета Bell 212. Постоянно проживают 45 человек, летом количество жителей возрастает до 200. На базе "Джубани" находится уникальный в Антарктиде кинотеатр на 53 места. Это единственная станция Аргентины, на которой осуществляется погружение с аквалангами. На острове есть внутреннее озеро, из которого берут питьевую воду заходящие суда.

Аргентина, наряду с Советским Союзом, была одним из 12 государств, подписавшим в 1959 году Международный Договор об Антарктике, который "заморозил" территориальные претензии на все земли, расположенные южнее 60 градусов южной широты. В позапрошлом году Договор был продлен еще на 50 лет. Кроме Аргентины, Чили и Великобритании свои сектора на карте ледяного континента обозначили также Австралия, Новая Зеландия, Норвегия и Франция. США и Китай открыто не выдвигают территориальных претензий на часть Антарктиды, но при этом вкладывают в ее освоение миллиарды долларов.