Эксперимент по изучению религиозной культуры в школах удался - патриарх Кирилл
24 января 2011 года
Эксперимент по преподаванию в общеобразовательных школах ряда российских регионов курса "Основы религиозных культур и светской этики" удался - многие изучавшие его дети стали добрее и терпимее, а большинство родителей одобрили нововведение, сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
"Общество приняло и одобрило эксперимент... Никем не ангажированная родительская аудитория свидетельствует о положительных переменах в сознании детей, изучающих основы традиционных религиозных культур", - отметил предстоятель РПЦ на 19-х Международных рождественских образовательных чтениях, открывшихся в понедельник в Государственном Кремлевском дворце.
Он напомнил, что по предложению лидеров традиционных религий, с целью возвращения в общество знаний о "глубинных корнях культуры российского народа", руководство РФ в 2009 году приняло решение о проведении эксперимента по преподаванию "Основ религиозных культур и светской этики" в ряде регионов с последующим распространением его на всю территорию страны с 2012 года.
Патриарх привел статистические данные по итогам первого этапа эксперимента. В нем приняли участие около 240 тысяч пятиклассников, такое же количество четвероклассников включаются в эксперимент с начала 2011 года. Всего предмет изучается в 10 тысячах школ в 21 регионе России, различные модули курса преподают около 15 тысяч учителей.
Опираясь на данные социсследования, проведенного в октябре 2010 года по заказу Общественной палаты РФ, патриарх отметил, что абсолютное большинство - 78% - родителей, чьи дети участвуют в эксперименте, относятся к преподаванию этого курса положительно. В частности, 28% родителей полагают, что их ребенок в результате изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимее.
"Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий", - сказал первосвятитель.
По его словам, стереотип о значительном конфликтном потенциале курса был разрушен.
"Никакого межрелигиозного столкновения не случилось, да и не могло произойти в России - стране, давшей миру уникальный опыт отсутствия религиозных войн от средних веков до наших дней", - убежден патриарх.
Он призвал "не ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью". "Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди - такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса", - отметил предстоятель РПЦ.
Он добавил, что всеобщая декларация прав человека 1948 года (основополагающий документ в области охраны прав личности) утверждает право родителей на выбор типа образования для своих детей, а декларация прав ребенка 1959 года настаивает на предоставлении образования, соответствующего культурному развитию детей и содействующего развитию "способностей и личного суждения".
"Наиболее значимый после всеобщей декларации механизм, регламентирующий поведение государств по защите прав человека, - международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года - требует от стран-участников предоставлять родителям и законным представителям детей возможность обеспечивать последним религиозное и нравственное воспитание", - заявил первосвятитель.
Он напомнил также, что в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России", частью которой является курс "Основы православной культуры". "Так что основы православной культуры в школе - это законно и, как свидетельствуют социологические опросы, приемлемо для общества", - заверил патриарх.
Приоритетными направлениями работы по развитию образовательного эксперимента он назвал "соблюдение принципа свободы выбора одного из предметов по религиозной культуре" и "участие представителей традиционных религий в подготовке учителей и учебных пособий".
"Нужно использовать уже имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт, при котором кандидатура учителя, преподающего религиозную культуру в школе, учебные пособия по данному курсу получают одобрение со стороны как государства, так и официальных учреждений соответствующей религии. К сожалению, в этом отношении реализация эксперимента выявила ряд недостатков, которые следует устранить", - заключил патриарх.
В этом году один из крупнейших общественных православных форумов, ежегодно проходящих в Москве, будет посвящен теме "Церковь и государство: соработничество в решении общих задач". В торжественной церемонии открытия Международных рождественских чтений в Кремле традиционно приняли участие руководители ряда федеральных министерств и ведомств, функции которых касаются сфер религии и образования, духовные деятели и светские эксперты, представители епархий РПЦ из России и стран ближнего и дальнего зарубежья.