Эксперты обнаружили подделки в зарубежных монографиях о Наталии Гончаровой
26 апреля 2011 года

Российские эксперты обнаружили в двух зарубежных изданиях 2011 года - "Наталия Гончарова" Энтони Партона и "Наталия Гончарова: ее творчество между традицией и современностью" Дениз Базету поддельные произведения, приписываемые русской художнице-авангардистке, чьи работы стоят на мировом арт-рынке миллионы долларов.

"Первая книга вызвала полнейшее недоумение, вторая - еще большее", - констатировала на пресс-конференции в во вторник Ирина Лебедева, директор Третьяковской галереи (ГТГ), где находится одно из самых значительных в мире собраний произведений художницы.

По ее словам, тот факт, что ни один из авторов, проведя такую серьезную с научной точки зрения работу, не обратился в музей для изучения наследия художницы, "заставляет задуматься о качестве изданий".

Директор Третьяковской галереи, где в 2012 году пройдет большая выставка Гончаровой, опасается, выход книг повлечет появление на арт-рынках подделок, что в конечном итоге может сказаться и на репутации музейной выставки.

По данным старшего научного сотрудника отдела живописи первой половины ХХ века ГТГ Ирины Вакар, в монографиях содержится значительная часть произведений без провенанса и выставочной истории.

"Эти вещи подписаны "частное собрание" и все они удивительно плохого качества", - говорит она. Кроме того, эти работы дублируются в обоих изданиях.

По словам Вакар, серьезная экспертиза по спорным произведениям необходима, но "специалист и так может увидеть в одной работе компиляцию из разных произведений Гончаровой, а некоторые картины и вовсе напоминают пародию".

"Это попытка продать все это и заработать огромные деньги", - уверен финансист и коллекционер Петр Авен. По его словам, это связано с многомиллионной стоимостью работ Гончаровой на арт-рынке, а занимаются производством подделок во Франции и Швейцарии вполне конкретные люди.

Выявить подделки, считает Авен, мог бы простой химический анализ и проверка истории происхождения (провенанса), заявленного продавцом. В таком случае, отметил он, никогда не находится ни адресов, ни конкретных лиц, которым якобы в разное время принадлежала картина.

Еще один совет, который дал британский галерист и коллекционер Джеймс Баттервик - не приобретать произведения с явно заниженной рыночной ценой.

"Принцип фальсификации - цена картины, - говорит он. - Мне как-то предложили картину "Аэроплан" за 500 тысяч евро, в то время как ее настоящая цена - пять миллионов, поэтому это однозначно фальсификат".

"Ситуация, о которой мы узнали от экспертов, не могла оставить нас равнодушными, поэтому мы в мае намерены обратиться от имени государства в компетентные органы Франции, чтобы расследовать это дело", - сказал со своей стороны и.о. главы Росохранкультуры Виктор Петраков.

Лебедева пообещала распространить через СМИ уже составленное от имени Третьяковской галереи письмо, где выказывается недовольство изданиями Партона и Базету.