Гениальный танцовщик ХХ века Владимир Васильев отмечает 70-летие
18 апреля 2010 года
Знаменитый танцовщик, хореограф и педагог Владимир Васильев встретит свой день рождения 18 апреля в Перми, на открытии конкурса "Арабеск", посвященного памяти Екатерины Максимовой.
ЮБИЛЕЙ
"Впервые в этом году мой день рождения пройдет без нее (Екатерины Максимовой). Мы вместе с Катей создавали этот конкурс. А 28 апреля - в день смерти Кати - "Арабеск" завершит свою работу гала-концертом памяти Екатерины Максимовой", - рассказал Владимир Васильев РИА Новости.
В мире уже начали отмечать юбилей Васильева. В Нью-Йорке, в Сити Центре устроили концерт в его честь, на который съехались звезды лучших театров мира.
"Я и не ожидал, что получится такой замечательный вечер, где я сам с юной балериной Большого театра Дашей Хохловой исполнил "Балладу" в собственной постановке, - признался Васильев. - Эту миниатюру я посвятил Кате, и без всяких слов люди поняли мое горе".
По словам Васильева, комитет русской премии Нобеля готовит ему подарок в виде вечера на Шанз - Элизе в Париже, где пройдет выставка его живописи, а также фотовыставка прекрасных французских фотографов Анри Лартинга и Франсетт Левье "Признание в любви".
ГЕНИАЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ
Еще на выпускном концерте Московского хореографического училища (ныне - Академия танца), где Васильев исполнил партию 60-летнего ревнивца из балета "Франческо де Римини", создав образ глубокого трагизма, о нем были сказаны такие слова: "Мы присутствуем при рождении гения".
Всю жизнь такие эпитеты как "уникальный, гениальный, неповторимый" сопровождали этого великого русского танцовщика. Еще в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с актерским талантом, способностью к перевоплощению. Его учитель, тогда премьер Большого театра Михаил Габович говорил о нем так: "Володя Васильев танцует не только всем телом, но каждой клеточкой его".
А выдающийся танцовщик Марис Лиепа считал, что "Васильев - это гениальное исключение из правил".
НА ЛУЧШИХ СЦЕНАХ МИРА
В 1958 году, сразу после окончания училища, Васильев был принят в труппу Большого театра, на сцене которого выступал более 30 лет. Он исполнил практические все главные партии в классических и современных балетах. Балетмейстеры специально ставили свои балеты на Васильева. Почти все спектакли лучшего периода Юрия Григоровича были связаны с Васильевым, именно он был первым исполнителем в таких его постановках, как "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Спартак", "Иван Грозный" и другие. Специально для Васильева ставили всемирно известные хореографы и режиссеры - Морис Бежар, Ролан Пети, Леонид Мясин.
Выступления Васильева вызывали особый восторг публики - французы называли его "богом танца", итальянцы носили на руках, в Аргентине он стал национальным героев и почетным гражданином Буэнос-Айреса. Васильев танцевал на всех самых знаменитых сценах мира - "Гранд-опера", "Ла Скала", "Метрополитен", "Ковент-Гарден", Римская опера и другие.
Кроме Екатерины Максимовой - его постоянной блистательной партнерши и спутницы жизни, которую он называл своей Музой, Васильев танцевал со всеми самыми великими балеринами мира: Галиной Улановой, Ольгой Лепешинской, Майей Плисецкой, Алисией Алонсо, Лилиан Кози, Карлой Фраччи и другими.
ТАНЦОВЩИК XX ВЕКА
Невероятная виртуозность танца, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия сделали Васильева новым типом современного танцовщика, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа.
Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми и до сих пор. Например, Гран-при Международного конкурса балета 1964 года в Варне больше никогда и никому не присуждался. Васильев по праву считается преобразователем мужского танца. Закономерно, что по опросу ведущих специалистов мира именно Васильев был признан "Танцовщиком ХХ века".
ХОРЕОГРАФ И ПЕДАГОГ
Довольно рано Васильев стал проявлять способности к хореографии. Его дебютом в качестве хореографа стал балет "Икар" на музыку Слонимского, который он осуществил на сцене Кремлевского Дворца съездов в 1971 году. Затем были такие работы, как "Анюта", "Ромео и Джульета", "Золушка", "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Жизель", а также множество концертных номеров и хореографических миниатюр. Он ставил на сцене Большого театра и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Американского балетного театра и Римской оперы.
Васильев занимался и педагогической деятельностью, он профессор ГИТИСа. Он стоял у истоков создания Школы Большого театра в Бразилии, которая в этом году отметила свое 10-летие, и ученики которой сегодня выступают по всему миру.
"На юбилейной церемонии мэр города Жоинвилля объявил о начале строительства театра специально для Школы Большого, - рассказал Васильев. - Обещают, что задние будет готово через два года, и выпускники обретут родной дом. Я рад, что был причастен к созданию Школы. Она уникальна тем, что в далекой Бразилии следуют традициям и методологии обучения русской школы".
ХУДОЖНИК И ПОЭТ
Васильеву и его творчеству посвящены фильмы и книги. Он удостоен многочисленных международных наград, в числе которых такие высокие, как премия Нежинского, премия имени Петипа, "Бенуа де ля Данс". Перечислить все невозможно.
Природа одарила Владимира Васильевича разными талантами - он давно и успешно занимается живописью, и уже состоялось немало его авторских выставок. Любимый жанр художника - пейзаж. Он пишет стихи, и в 2000 году вышел его первый поэтический сборник "Цепочка дней".
Но, конечно, главное занятие Васильева, дело всей его жизни - это балет, театральное искусство.
"У меня множество задумок и замыслов, - поделился Васильев. - Самая большая и давняя мечта - Бах Месса си минор. Это то, что я хотел бы сделать для Большого театра, где будут заняты все компоненты: хор, оркестр, солисты оперы, балета, миманс - то, что ни один театра мира, кроме Мариинского, не может сделать".
Он рассказал, что хочет поставить и уже работает над балетом "Красный мак", к которому сделал множество эскизов.
"Буду ставить в Воронеже "Макбет", а в Красноярске - "Красный мак". Арена ди Верона планирует восстановить оперу "Аида" в постановке Дзеффирелли, с которым мы только в декабре выпустили "Травиату", а в новой работе он пригласил меня поставить танцы", - уточнил Васильев.
Он добавил, что, помимо балета, получат развитие и другие виды его творчества.
"У меня есть несколько предложений сделать мою выставку живописи - в Москве, Петербурге, и старинном городе Угличе", - уточнил юбиляр.