Группа высшего пилотажа "Стрижи"
6 мая 2011 года
Группа высшего пилотажа "Стрижи" отмечает в пятницу 20-летие со дня основания.
Ниже приводится справочная информация.
"Стрижи" - авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-воздушных сил России. Создана на базе 237 гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба (ЦПАТ).
Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владевших техникой высшего пилотажа для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29, началось в Кубинке в 1980-х годах, после того как в июле 1983 года на вооружение 237 гвардейского Проскуровского авиаполка поступили два десятка истребителей МиГ-29. К тренировкам летчики 1 авиаэскадрильи полка приступили в середине 1984 года. Через несколько месяцев была подготовлена группа летчиков к выполнению полетов "ромбом" на МиГ-29. В 1990 году перед летчиками была поставлена задача - освоить пилотаж в плотном строю в составе шести машин, и они с ней блестяще справились. Они летали с интервалом и дистанцией около 3 метров, выполняя сложный комплекс фигур.
Официальным "днем рождения" группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе на самолетах со специальной раскраской и под названием "Стрижи". После этого маршал авиации Иван Кожедуб лично вручил пилотам группы медали "За укрепление боевого содружества между государствами".
Первая публичная премьера "Стрижей" состоялась в мае 1992 года во Франции на воздушном празднике, посвященном 50-летию эскадрильи "Нормандия-Неман". Группа поразила западных зрителей своим мастерством. Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и другие. Постоянно менялся строй самолетов - "пеленг" переходил в "конверт", "крест", "пирамиду", "крыло" и "звезду".
Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов - "тюльпаном", который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, имеющихся на истребителях.
В 1993 году "Стрижи" стали участниками авиашоу LIMA93 на острове Лангкави в Малайзии, а также воздушных праздников в Бельгии и Таиланде, причем на выставке в Таиланде авиаспециалистами группы был установлен своеобразный рекорд скорости сборки самолетов: инженерно-технический состав группы за три дня собрал и подготовил к полетам четыре МиГ-29, которые в разобранном виде были доставлены туда на транспортном самолете Ан-124 "Руслан".
В 1993 году авиационная пилотажная группа "Стрижи" была удостоена звания "Лучшая пилотажная группа мира".
Начиная с 1991 года, группа "Стрижи" ежегодно проводит свыше 50 показов. Летчики группы побывали с визитами в Финляндии, Швеции, Бельгии, Германии, Австрии, Италии, Таиланде, Малайзии, Китае - всего в 28 странах.
Группа также является постоянным участником авиационных парадов в Тушино и авиасалонов в Жуковском. "Стрижи" неоднократно выступали с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимали участие в праздновании 850-летия Москвы.
К 65-летию образования 237 гвардейского полка ЦПАТ в марте 2003 года пилотажная группа "Стрижи" совместно с четверкой "Русских Витязей" выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 года в День независимости России впервые после длительного запрета на полеты над Москвой "десятка" прошла над Красной площадью.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп "Стрижи" и "Русские Витязи" в составе девяти самолетов (пяти Су-27 и четырех МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.
9 мая 2005 года, в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, "Стрижи" совместно с "Русскими Витязями" в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью в Москве. С тех пор совместный пролет пилотажных групп "Стрижи" и "Русские Витязи" в воздушной части парада над Красной площадью стал традиционным.
На авиасалоне МАКС-2007 группа из девяти самолетов пилотажных групп "Стрижи" (четыре МиГ-29) и "Русские витязи" (пять Су-27) впервые в истории мировой авиации выполнили элемент высшего пилотажа - "бочку" в виде авиационного построения "Большой бриллиант" ("большой ромб", "смешанный ромб").
Летчики группы готовятся и выполняют не только полеты на высший пилотаж, но, в том числе, все задачи, предусмотренные для обычного истребительного полка. Все полеты "Стрижи" выполняют на фронтовых истребителях 4-го поколения МиГ-29.
Сама подготовка высшего пилотажа проходит по общему принципу - "от простого к сложному", и, как правило, летчик готов к показам авиатехники в воздухе через два-три года после зачисления в группу. Средний налет летчика в год составляет от 60 до 100 часов.
Комплекс пилотажа, который выполняют "Стрижи", - плод коллективного усилия всех летчиков группы; все элементы отрабатываются в тренировочных полетах, а затем уже представляются на суд зрителей.
Вопросы организации показов группы "Стрижи", как на территории РФ, так и за ее пределами, лежат на соответствующих службах главного штаба ВВС и управления международного военного сотрудничества министерства обороны России.
Командир пилотажной группы "Стрижи" - Валерий Морозов.