ИНТЕРВЬЮ - Количество служебных собак в московском метро увеличат в пять раз - ГУВД
21 марта 2011 года
Количество служебных собак в московском метро будет увеличено в пять раз в течение четырех лет в целях обеспечения антитеррористической безопасности, сообщил в интервью начальник центра кинологической службы управления милиции на московском метрополитене ГУВД столицы Владимир Алешкин.
"В течение четырех лет мы планируем увеличение штата служебных собак до 250 животных. Сейчас на "службе" в московском метрополитене находится 51 собака: немецкие овчарки, лабрадоры и два английских спаниеля", - сказал Алешкин.
Он добавил, что "служить" может собака любой породы, за исключением декоративных.
"Спаниель - это же охотничья собака, у нее развито чутье. Они занимаются поиском взрывчатки", - отметил Алешкин.
Как в свою очередь рассказал начальник пресс-службы управления Алексей Мышляев, охотничьи собаки, такие как лабрадор, русский и английский спаниель, традиционно используются в поисковых работах.
"Нюх у них изумительный. Это заложено генетически в процессе того, как эти породы выводились на протяжении многих лет. В качестве караульных собак используются ротвейлеры, среднеазиатские овчарки", - добавил он.
Ротвейлеры, впрочем, как заверил Владимир Алешкин, прекрасно справляются и с поиском взрывчатки.
Попасть на "службу" в милицию на московском метрополитене собаки могут двумя способами. Во-первых, от заводчиков, из кинологических клубов, во-вторых, вырасти в самом центре.
"От рабочих родителей с нормальными рабочими качествами мы имеем право получать потомство. В последнее время мы пополняем штат собак практически полностью за счет своих ресурсов", - рассказал Алешкин.
Когда щенку исполняется три-четыре месяца, он становится "напарником" милиционера, и с этого момента человек и собака проводит вместе не только будни, но и выходные, и даже отпуск.
"Сотрудник, приходящий к нам на службу, получает своего напарника щенком и растит его до года. За это время происходит привыкание, они находят общий язык, собака видит в сотруднике своего хозяина. Потом мы отправляем милиционера и собаку в специальную школу для подготовки специалистов-кинологов. Таких школ в России две: в Ростове-на-Дону и в Уфе. Там в течение полугода они в паре осваивают азы служебной кинологии. То есть кинолог проходит теоретический и практический курс, собака, соответственно, практический курс, как общей, так и специальной дрессировки", - пояснил начальник ЦКС.
При этом он отметил, что желанные кандидаты на работу в центре - молодые люди, получившие кинологические навыки во время службы в армии.
"У них уже есть какая-то подготовка, пусть это следовая работа, как у пограничников, или караульная служба, как во внутренних войсках, но человек уже знает, с какой стороны подойти к собаке. Хотя у нас служат не только ребята, но и девчата", - сказал Алешкин.
ВЗРЫВЧАТКА И НАРКОТИКИ
Основное поле деятельности сотрудников Центра кинологической службы - поиск взрывчатки, оружия, боеприпасов и наркотиков. При этом специализация у служебных животных может быть только одна: переучиться из поисковика взрывчатки на ищейку героина не получится.
"Универсального солдата не существует. Методика подготовки собак отличается. Собака, которая ищет взрывчатые вещества, должна иметь железные нервы. Ведь при работе с взрывоопасным предметом она ни в коем случае не должна прикасаться к нему, ей даже лаять нельзя. Что касается подготовки собаки по поиску наркотиков, то здесь совершенно противоположное: ей можно все. И показывают, что искомое вещество обнаружено, собаки по-разному. Специализирующиеся на взрывчатке обозначают это посадкой или укладкой, а собака, которая ищет наркотики, обозначает находку копанием", - пояснил Алешкин
Он добавил, что когда идет адаптация, смотрят, к какой работе собака больше предрасположена, и потом специальная комиссия определяет направление ее службы.
ТРУДОВЫЕ БУДНИ
Обычный рабочий день в Центре кинологической службы проходит следующим образом. Милиционер занимается выгулом, ветеринарным осмотром, кормлением и тренировкой своей собаки, пока в дежурную часть не поступает вызов. В этом случае собака и ее напарник немедленно отправляются на указанную станцию метро.
Бдительные пассажиры обнаружили в вагоне или вестибюле метро подозрительную сумку, в милицию поступил звонок об угрозе взрыва на станции, правоохранители задержали человека, у которого могут находиться наркотики или оружие - вот из чего состоят будни служебной собаки.
Также четвероногие бойцы милиции московского метро участвуют в усилении во время масштабных городских мероприятий, футбольных матчей и просто несут службу в наиболее оживленных точках столицы.
"После последних трагических событий в марте прошлого и январе этого года наши специалисты выезжают независимо от информации от дежурной части управления в утренний и вечерний час пик на привокзальные и центральные станции. Мы фильтруем на входе пассажиров с крупногабаритным багажом и, дабы в вестибюлях станции не производить досмотр, просто выстраиваем перед собакой ряд сумок, а она пронюхивает их", - сказал начальник ЦКС.
С СОБАКОЙ НЕ ДОГОВОРИШЬСЯ
Как рассказал Владимир Алешкин, крупные партии наркотиков собаки их подразделения находят крайне редко.
"Обычно это небольшие дозы, которые мы обнаруживаем у граждан. В конце прошлого года на станции "Царицыно" был необычный случай. Собака обнаружила тайник с наркотиками в паху гражданина. Поверхностный досмотр подозрительного человека сотрудник милиции проводит в любом случае, но, согласитесь, в места интимные мы не смотрим. А собаку тут не проведешь", - подчеркнул он.
ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ
Не стоит забывать, что московский метрополитен - не самое комфортное место и для людей, что и говорить о животных. Для собак спуск под землю большой стресс.
"Если собака без специальной дрессуры спускается в метро, то испытывает стресс от движения больших потоков воздуха, которые поезда выталкивают из тоннеля, от перемещения ступенек эскалатора под лапами, вибраций в вагоне поезда. Животному нужно уловить, откуда исходит запах, а их в метро много. Кроме того, собаки страдают от постоянных сквозняков", - рассказал руководитель пресс-службы управления милиции на московском метрополитене Алексей Мышляев.
Однако все трудности преодолеваются в ходе упорных тренировок. Для того, чтобы подготовить собак к условиям службы, на полигоне ЦКС, помимо стандартного набора снарядов, установлен макет эскалатора и сцепка из двух вагонов метро.
"Самое сложное и опасное для собаки в метро - это эскалатор, его движущие части. Мы отрабатываем на учебном полигоне заход на эскалатор и сход с него. Ребята делают из поводка подобие ручки и, как чемодан, ставят собаку на эскалатор. Собака, отработавшая год-полтора под землей, уже этого не боится. Бывает, из-за скопления людей собака просто не видит перед собой гребенку - ту металлическую часть эскалатора, куда часто попадают когти или подушки лап. Поэтому кинолог должен сообразить и приподнять собаку вовремя или подать команду. Но команду, как правило, невозможно подать, потому что впереди люди, а собака прыгает далеко", - сказал Алешкин.
Если травма все же случается, кинолог всегда может оказать собаке первую помощь - все сотрудники имеют ветеринарную подготовку.
ВМЕСТЕ НА СЛУЖБЕ И НА ОТДЫХЕ
"В нашем подразделении приветствуется, если сотрудник имеет возможность содержать собаку дома. За это ему отдельно идет 12-процентная надбавка к денежному довольствию. Если сотрудник уезжает в отпуск и если у него есть возможность взять собаку с собой - это только приветствуется. Помимо работы, общение со своим напарником - лично для меня это просто замечательно", - признался Владимир Алешкин.
Многие кинологи ЦКС, действительно, так прикипают сердцем к своим четвероногим напарникам, что забирают их домой и ездят с ними в отпуск. Многие собаки, которые заканчивают службу в силу возраста или медицинских показаний, находят приют у действующих или бывших сотрудников. Иногда отдают собак-пенсионеров и простым гражданам, от которых, по словам Алешкина, поступает немало обращений.
Обращаются в ЦКС и кинематографисты в поисках четвероногих актеров для многочисленных фильмов о милиции. Например, одна из немецких овчарок центра снималась в сериале "Возвращение Мухтара". Владимир Алешкин не испытывает большой радости по поводу популярности своих подопечных, ведь романтичный образ бравого кинолога с умной собакой нередко приводит в профессию тех, кто не осознает всей тяжести и ответственности кинологической службы.
"Наша работа сложная, в первую очередь, потому что ты несешь ответственность за живое существо. Это не пистолет, которые после смены сдал в оружейную комнату и ушел домой. Все не так просто, как показывают нам в сериалах. Тот кропотливый труд - часть его показана только в единственном фильме - "Ко мне, Мухтар", - считает Алешкин.