ИНТЕРВЬЮ - Российский центр умеренного ислама представлен на Родосском форуме
10 октября 2010 года

Российский научно-просветительский центр умеренного ислама "Аль-Васатыйя" представил его директор Фарид Асадуллин на VIII ежегодной сессии Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", которая проходит 7-11 октября на греческом острове Родос.

"НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ КОРАНА"

"Аль-Васатыйя" - это новое прочтение Корана и конкретный шаг в реализации программ сотрудничества Организации Исламская конференция (ОИК) и Российской Федерации", - сказал Асадуллин в интервью .

По его словам, решение о создании центра было принято в декабре 2009 года на пятом заседании Группы стратегического видения "Россия - исламский мир", работающей при ОИК. Регистрацию центра начали в мае текущего года, офис на Рождественке в Москве открылся в сентябре.

Термин "васатыйя" Асадуллин трактует как "умеренность". Умеренность же, по его словам, предполагает поиск "золотой середины" в решении всех богословских и жизненных вопросов. "В народной мудрости этому соответствует поговорка "семь раз отмерь, один отрежь" - надо быть очень ответственным, когда принимаешь важные решения", - напомнил собеседник агентства.

Единоверцы, по его словам, не должны воспринимать "новое прочтение Корана" негативно, поскольку "ислам предполагает наличие разных подходов - в зависимости от образования и жизненного опыта". А Центр умеренности "своими позитивными действиями" будет "исправлять ложные представления об исламе" и таким образом противостоять исламофобии.

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ

"Главная цель нашего центра - аккумулировать научный потенциал мусульманской интеллигенции, исламоведов, востоковедов и найти ту умеренную модель ислама, которая позволит выстраивать диалог с представителями других религиозных традиций (прежде всего христианства и иудаизма), решать проблему адаптации мигрантов к реалиям российской жизни и другие актуальные вопросы", - сказал Асадуллин.

Он убежден, что "люди должны жить в мире, а не воевать, и проживать жизнь достойно, то есть имея возможности для самореализации".

"Надо находить созидательные элементы в каждой религиозной традиции. Но такое отношение должно быть не только у мусульман, но и в других традициях. Важно жить не только в согласии с собственными религиозными убеждениями - важно жить в согласии с окружающим миром, который полон последователей других религий и атеистов", - подчеркнул директор Центра умеренного ислама. Однако общество, с сожалением отметил он, "очень часто находится в плену стереотипов".

Проявлениями существующего недопонимания людьми разных традиций друг друга Ассадулин считает скандалы вокруг строительства мечетей, совершения обрядов и ношения традиционной мусульманской одежды (закрывающих лицо никабов) в некоторых западноевропейских странах, особенно когда речь заходит о школе. Сам Асадуллин признал правильной бытовавшую в СССР практику ношения учениками универсальной школьной формы.

"А сейчас у меня брали интервью австрийские журналисты, так для них ислам - это сплошной вызов, минареты, никабы", -добавил собеседник агентства.

В России, по его мнению, такой проблемы сейчас не стоит (правда, из-за растущего числа мигрантов "катастрофически не хватает мечетей", но "власти готовы решать эту задачу в местах компактного проживания мусульман").

Асадуллин также коснулся проблемы культурного и интеллектуального развития приезжающих на заработки. "Надо понимать, что значительная часть приезжающих мигрантов - люди с очень низким уровнем образования, с трудом понимающие, как себя вести в той или иной незнакомой ситуации", - сказал Асадуллин, добавив, что от того, как встретят, например во дворе, (приветливо или нет) такого мигранта, взявшего в руки метлу, очень многое зависит в его дальнейших отношениях с окружающими - представителями иной культурной, религиозной традиции.

Проблемы адаптации мигрантов и профилактики экстремизма не решить только силами религиозных лидеров, науки и убеждения, полагает директор Центра умеренного ислама, - нужна "государственная воля". Радикализм - это прежде всего острая реакция на социальную несправедливость, безработицу, полагает он.

ИСЛАМ - "НЕ ТЮБЕТЕЙКА, А ТО, ЧТО ПОД НЕЙ"

Джихад в понимании сторонников васатыйя (умеренности в исламе) - не борьба с окружающими и не попытка их переделать, а борьба со своими недостатками и самосовершенствование.

"Ислам - это прежде всего не тюбетейка, а то, что под тюбетейкой - уровень духовности, образования, культуры", - заявил глава Центра "Аль-Васатыйя".

По его словам, вопреки встречающимся стереотипным представлениям, одежда в исламе не носит такого сакрального значения. "Я считаю себя мусульманином, но не ношу тюбетейки", - добавил Асадуллин.

Умеренный ислам в его трактовке предполагает переключение внимания верующего с внешней, обрядовой стороны - на внутренний мир. "Ревнители религиозной традиции должны переключить свою энергию на внутренний мир, совершенствовать прежде всего себя, а не окружающий мир", - призвал глава Центра умеренного ислама.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ И ПРОЕКТЫ ЦЕНТРА

"Аль-Васатыйя" не предполагает членства и работает на основе принципа добровольного участия. Штат центра пока - четыре человека.

Директор центра рассчитывает на добровольное участие в его работе "активной мусульманской молодежи, социально мобильных людей, болеющих душой за свою религию, за то, каким ислам должен быть".

"Нужна гражданская активность самих мусульман. Усилий духовных управлений уже не хватает, чтобы справиться со все более усложняющимися задачами современности (особенно с решением проблем растущего потока мусульман, приезжающих из сопредельных стран)", - отметил Асадуллин, являющийся также сопредседателем Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России.

Он не исключает, что возглавляемый им научно-исследовательский центр станет "партнером Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" со стороны мусульман". "Мы готовы взять на себя задачу развития сотрудничества с арабо-мусульманским миром в сферах религии, культуры, общественной жизни", - предложил собеседник агентства.

Самое главное, по его словам, "сформулировать новую повестку дня в условиях глобализации - важно не противостоять, а продемонстрировать миролюбивый потенциал ислама".

Российский научно-исследовательский центр умеренного ислама намерен также заниматься переводами "арабо-мусульманского наследия" на русский язык, развивать межконфессиональное сотрудничество, проводить совместно с арабскими научными центрами конференции и круглые столы по межрелигиозной проблематике.

"Надеемся, что нам удастся вместе с Межрелигиозным советом России создать круг заинтересованных лиц, которые будут заниматься пропагандой мирного сосуществования людей разных религиозных традиций (прежде всего, ислама, христианства и иудаизма)", - заключил Асадуллин.

МОФ "ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ"

Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" - некоммерческая неправительственная международная организация, учрежденная в 2002 году с целью поиска альтернативных путей мирового развития в условиях глобализации. Штаб-квартира форума зарегистрирована в Австрии, его Международный координационный комитет возглавляет бывший генсек Совета Европы Вальтер Швиммер.

Сопредседателями Родосского форума являются его основатель, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, известный индийский футуролог Джагдиш Капур, президент корпорации "Титан Кэпитал" Николас Папаниколау (Греция/США) и бывший федеральный канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр.

В этом году "Диалог цивилизаций" посвящен проектам посткризисного развития мира. Восьмой ежегодной сессии форума на Родосе предшествовал впервые состоявшийся 3-6 октября Молодежный форум.

Для участия в дискуссиях о будущем мира на Родос съехались свыше 400 экспертов в области политики, экономики, социологии, религии и культуры из 60 стран.