ИНТЕРВЬЮ Русский язык в Афганистане забудут без поддержки из России - профессор
30 августа 2010 года

Кафедра русского языка в Кабульском университете чахнет из-за недостатка финансирования, в том время как страны НАТО и Китай расширяют свое культурное присутствие в Афганистане. Об этом сказал в интервью декан кафедры русского языка и литературы Мир Сахиб Джан Кучай, которого президент России Дмитрий Медведев в 2009 году наградил медалью Пушкина за вклад в укрепление дружбы, сотрудничество и развитие культурных связей с РФ.

РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАШЕЙ КАФЕДРЕ НЕ ПОМОГАЕТ

"Министерство образования и науки России нам вообще не помогает. Сейчас в Афганистане присутствуют военные контингента стран НАТО, очень быстрыми темпами развивается торгово-экономические отношения с Китаем. Все это создает новые условия для преподавания иностранных языков в Кабульском университете и, в частности, на нашем факультете. Те страны, у которых здесь есть свои воинские контингенты, помогают своим кафедрам очень много и разносторонне. Среди них пока что бедствует кафедра русского языка и литературы", - сказал Кучай.

По словам декана, "несмотря на то что в других областях Россия оказывает помощь Афганистану, в сфере изучения русского языка и литературы эта помощь не заметна".

"Дело в том, что наша кафедра, наши студенты, наши преподаватели - это, хоть и маленькая, но армия Российской Федерации. Мы являемся сторонниками России, и нам бы хотелось, чтобы она выглядела в Афганистане не хуже других государств, особенно европейских", - продолжил профессор.

По словам Кучая, в 2009 году в Кабульском университете начала работать кафедра китайского языка. Студенты второго курса этой кафедры уже находятся в КНР на полном обеспечении китайской стороны. Там им даже выделили, уважая афганские традиции, отдельную кухню, где готовят традиционные афганские блюда. Недавно делегация Кабульского университета поехала в Китай за счет правительства КНР. В то же время, по словам собеседника агентства, афганские студенты - чтобы поехать на два-три месяца на стажировку в институт русского языка имени Пушкина или на учебу в российские вузы - должны сами покупать себе билеты, а потом жить в России на стипендию в 900 рублей.

"Подумайте сами, можно ли в сегодняшней Москве прожить на 900 рублей в месяц?", - задал риторический вопрос профессор.

"Министерство образования и науки России не оказывает нам вообще никакой помощи. Хотя мы знаем, что все наши проблемы, пожелания и предложения, которые мы передаем в письменном виде в посольство России в Кабуле, доходят до этого российского ведомства. Однако там им уделяют ноль внимания", - пожаловался декан факультета.

РОССИЯ МОЖЕТ БРАТЬ ПРИМЕР С ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПРОДВИГАТЬ СВОИ ЯЗЫКИ В АФГАНИСТАНЕ

"Казахстан как самостоятельное государство появился на карте мира недавно. Но уже в этом году он принимает около 250 афганских студентов по разным специальностям в свои вузы и платит им приличную стипендию. Там афганские студенты не будут вынуждены писать своим отцам или братьям о том, чтобы им прислали денег на пропитание", - сказал Кучай.

"Вы видите на моем столе стопку аттестатов афганских студентов, уезжающих учиться в Казахстан. Я их перевожу на русский язык, зарабатывая таким образом дополнительные деньги к своей маленькой зарплате. В Казахстане требуют, чтобы аттестаты были переведены на русский язык. Значит и в этой стране понимают значение русского языка, его официальную важность (в Казахстане русский язык - официальный, наряду с государственным казахским). Хотя есть возможность заполнить аттестаты и на английском языке, и на дари, и на пушту, но посольство Казахстана требует их перевода на русский. Русские сами не понимают важную роль и мощь своего языка", - посетовал собеседник.

По словам Кучая, Турция строит отдельное здание для кафедры своего языка на территории университета, в Кабуле уже работают три турецких преподавателя-методиста.

"Но разве турецкий язык лучше или сильнее русского, который является официальным языком ООН? Нет", - констатировал профессор.

"Французы построили здесь здание своего факультета. В нем уже сейчас работают пять преподавателей из Франции. По соседству с французами - кафедра немецкого языка. Немцы оказывают университету большую и разностороннюю помощь. На положении "бедных родственников" находятся только кафедры языков дари, пушту и русского. Но если дари и пушту - национальные языки нашей бедной страны, то за русским стоит такая огромная страна, можно сказать великая держава! Но при всем при этом мы прозябаем здесь в таких условиях. Разве это допустимо?" - продолжает декан.

По словам Кучая, русский язык - "мощный, красивый и всем нужный".

"Мне становится обидно, когда в самой России к нему относятся безразлично", - заявил декан.

ОТ ВОРОТ ПОВОРОТ

"Наша кафедра предложила в этом году 20 своих студентов для учебы в России, но только на восьмерых из них пришло одобрение, а другие получили отказ по неизвестной причине. Нам это очень обидно. Наши студенты получили отказ от министерства образования и науки России, даже отличники", - заявил Кучай.

"Я не могу здесь работать до ста лет, мне тоже нужна замена. Я смогу еще проработать тут ну пять, ну максимум девять лет. Должна работать молодежь! Она должна поехать в Россию, познакомиться с русским народом, увидеть Россию. По возвращении у нее будут впечатления об этой стране, и студенты в дальнейшем будут работать на стезе русского языка и литературы. Они будут по-другому видеть, воспринимать мир, саму Россию, русских людей. Нам непонятно, почему Минобрнауки РФ не придает этому никакого значения", - сказал собеседник агентства.

По данным Кучая, Минобрнауки РФ платит стипендию в 900 рублей и афганским, и китайским, и американским студентам.

"Но наша страна бедная, мы тут голодаем! А другие студенты хорошо обеспечены. Поэтому вполне можно бы было принимать наших студентов на других условиях. Можно было бы "разориться" и купить им авиабилеты, платить нормальную стипендию. Получается так, что мы можем отправлять на учебу в Россию только детей капиталистов, а отличников из бедных семей - не можем", - продолжил декан факультета.

ФОНД "РУССКИЙ МИР" - ПОСЛЕДНЯЯ СОЛОМИНКА

По словам профессора университета, при отсутствии поддержки со стороны российского правительства кафедре русского языка и литературы Кабульского университета оказывает помощь неправительственный фонд "Русский мир".

"Если бы не "Русский мир", то кафедра давно бы была закрыта, просто исчезла. Помощь фонда заключается в предоставлении грантов, создании "русских центров" и "русских кабинетов". Недавно мы получили новые и очень хорошие книги. У нас есть уже и "русский кабинет". Но его пропускная способность крайне мала, мощности не хватает для доступа к нему у всех афганцев, которые хотят познакомиться с русской культурой, языком, с русским народом. Поэтому хотелось бы, чтобы "Русский мир" принял окончательное решение об открытии здесь "Русского центра", - сказал собеседник .

По словам Кучая, договор о его открытии был подписан три года назад между исполнительным директором "Русского мира" Вячеславом Никоновым и замминистра высшего образования Афганистана Мохаммадом Усманом Бабри.

"Я не знаю, почему окончательное решение об открытии "Русского центра" не принимается. Сам исполнительный директор и руководитель этого фонда Вячеслав Никонов очень заинтересован в его открытии. Но мы до сих пор не получили договор пожертвования. Мы хотим получить его как можно скорее. День за днем растет интерес к русскому языку, русской культуре, а целью "Русского центра" как раз и является популяризация русского языка и русской культуры в нашей стране. Думаю, что причиной торможения этого процесса является отнюдь не руководство фонда, а те его клерки, которые непосредственно занимаются составлением таких договоров. Но, надеемся, что "Русский мир" все-таки пришлет нам договор пожертвования", - поделился надеждами Кучай.

С ПУСТЫМИ РУКАМИ В АФГАНИСТАНЕ СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ ВОЗМОЖНО

По словам профессора университета, "российское правительство хочет, чтобы русский язык преподавался в Афганистане, чтобы распространялась русская культура, чтобы укреплялись связи между афганским и русским народами. Но делать оно это хочет с пустыми руками", то есть беззатратно.

"С пустыми руками Кучай дальше не пойдет, потому что все на чем-то едут, а Кучай все время идет пешком. А пешком дойти до конечной цели очень трудно", - сказал собеседник.

"Мне бы хотелось, чтобы, в конце концов, Минобрнауки РФ и те люди, которым дороги русский язык и русская культура, предприняли серьезные шаги с тем, чтобы нам помочь. Мы не можем просить обо всем фонд "Русский мир", и так у него много просим. Но иногда уже в ответ нам говорят, что фонд все-таки не государство, не правительство и всего выполнить не может. Так пусть услышит наш призыв ваше государство, ваше правительство и особенно Минобрнауки", - сказал Кучай.

"Россия - очень большая и могучая страна. И то, что нам она не может купить билеты для студентов, едущих на стажировку и учебу, понять трудно. О нас российское государство порой вообще забывает. Например, в прошлом году в Москве проходил третий форум выпускников российских вузов. Нас на него никто не пригласил. Наверное, не захотели тратиться на билеты", - посетовал преподаватель.

По словам декана факультета, "такое наше пренебрежительное отстранение от России, от ее цивилизации, выглядит просто некрасиво".

"Еще очень обидно, что для студентов в разных странах мира существуют совершенно разные условия. Китай, например, платит своим студентам, учащимся за рубежом, стипендию в 450 долларов, преподавателям - 900 долларов. А если я поеду в Россию, то буду там голодать. Моя страна мне ничего не платит. Я живу иногда в Москве на полторы тысячи рублей, которые получаю в виде стипендии как аспирант в институте Пушкина. 900 рублей из этой суммы я выплачиваю институту Пушкина обратно, за проживание. Остается на жизнь всего 600 рублей. Все книги, которые вы видите на полках в моем кабинете, я купил за свой счет, экономя на еде, частично их мне подарили друзья. Но разве можно таким образом двигаться дальше?", - спросил Кучай.

"Я очень болею за дальнейшую судьбу русского языка в Афганистане. Если сами русские будут так холодно относиться к нам, к своему собственному русскому языку, ничего хорошего из этого не выйдет. Мне порой становится обидно: вот Китай только в прошлом году открыл тут свой факультет, а уже приступил к строительству очень большой и современной гостиницы для афганцев. Афганские студенты уже учатся там, китайские методисты уже работают здесь. А ведь процесс преподавания русского языка начался в университете не сегодня и не вчера, а еще в 1979 году. Сравните эти два временных феномена, и вам все станет ясно", - сказал Кучай.

По словам профессора, на кафедре китайского языка в Кабульском университете есть компьютерный класс с 25 компьютерами. А на кафедре русского языка только шесть старых машин.

"Спасибо одному вашему банкиру за то, что недавно подарил нам два новых компьютера. Но разве можно так идти дальше? Меня иногда посещают мысли все бросить. Уже не хочется руководить этой кафедрой, потому что я не в силах идти дальше в одиночестве, когда никто мне не помогает. Мне очень обидно, что я три с половиной года сидел в тюрьме и подвергался там издевательствам и истязаниям только за то, что преподавал здесь русский язык. Я очень люблю русский народ, русский язык, но я буду вынужден бросить эту работу. Нашу кафедру неоднократно пытались закрыть, но я боролся за ее существование. Если российское правительство считает, что больше в Афганистане русский язык, сама кафедра русского языка и литературы не нужны, то мы с этим согласимся и закроемся. А если хочет, чтобы существовала, то пусть помогает нам не только словами, но и делами", - сказал в заключение собеседник агентства.