История конфликта русской актрисы Натальи Захаровой с французским правосудием
5 августа 2011 года
Президент России Дмитрий Медведев в пятницу подписал указ о помиловании актрисы Натальи Захаровой.
Ниже приводится справочная информация.
Бывшая актриса МХАТ имени М.Горького Наталья Захарова в 1993 году вышла замуж за француза Патрика Уари, врача-стоматолога, и уехала жить во Францию, а в 1995 году у них родилась дочь Маша. Однако уже через год после этого Захарова потребовала развода, и суд решил оставить ребенка матери (отец Патрик Уари получил право видеться с дочерью по выходным и забирать ее на каникулы). Своим правом Патрик воспользовался только спустя полтора года после вынесенного судом решения. Он забрал Машу к себе на каникулы. Когда же через месяц Патрик привез Машу к матери, на теле девочки были огромные синяки. Наталья Захарова сфотографировала следы побоев, засвидетельствовала их у врача и обратилась во французскую полицию. На Патрика Уари завели уголовное дело по факту избиения ребенка, но в июле 2000 года оно было прекращено в связи с неустановлением лица, избивавшего ребенка во время его пребывания у отца.
В конце 1998 года в парижском суде начались разбирательства, в ходе которых судья по детским делам Мари-Жанн Симонен приняла решение поместить дочь Натальи Захаровой в приют, под временный присмотр детской службы социальной помощи. По словам Симонен, это должно было "защитить девочку от серьезного семейного конфликта". При этом Наталье запретили разговаривать с дочкой по-русски - по словам судьи, Маша слишком "бурно реагировала" на встречи с матерью.
Судом города Нантерра было принято постановление о помещении ребенка в социальное учреждение для детей Aide Sociale a L'Enfance на шесть месяцев. Только через четыре месяца Наталье Захаровой разрешили встречаться с дочерью один раз в месяц в присутствии воспитателя. Но говорить с дочерью разрешили только по-французски. Повторный суд подтвердил необходимость пребывания ребенка в приюте. Мотивация - "Маша позитивно развивается в детском приюте".
В августе 1999 года суд постановил поместить Машу Уари в приемную семью с формулировкой "из-за удушающей любви матери к своей дочери".
В этот момент было приостановлено право Натальи Захаровой на посещение ребенка. Суд зафиксировал "серьезные реакции Маши" на сообщения о встрече с матерью и приостановил в этой связи посещение матерью приюта, где обычно проходила встреча. Она могла только звонить туда два раза в месяц. В то же время отец-француз получил право и на свидания, и на личные разговоры с Машей по телефону. Апелляционный суд оставил это решение в силе.
Более шести месяцев мать не видела своего ребенка. Позднее суд утвердил право Натальи Захаровой на ежемесячные часовые свидания с Машей.
Несмотря на многочисленные обращения и демарши со стороны российского посольства в Париже и МИД России, 5 июня 2000 года срок пребывания дочери Натальи Захаровой Маши в приемной семье был продлен еще на один год, до 11 июля 2001 года. Все запреты в отношении Натальи Захаровой были сохранены.
Единственное свидание Натальи с дочерью состоялось 1 июля 2000 года.
С октября 1999 года шла переписка между министром юстиции РФ Юрием Чайкой и французской коллегой Элизабет Гигу. Заместитель начальника бюро Минюста Франции по международному сотрудничеству Эжени Кузнецофф приняла Наталью Захарову и по результатам беседы направила доклад Гигу. Вопрос о нарушении прав российской девочки был поставлен на варшавском совещании ОБСЕ по правам ребенка в октябре 2000 года.
В конце 2000 года президент России Владимир Путин обсуждал ситуацию Захаровой с президентом Франции Жаком Шираком в ходе двусторонних переговоров во время визита президента РФ во Францию. Ширак тогда посочувствовал девочке, однако достаточно твердо сообщил своему российскому коллеге, что судебная власть Франции является независимой и повлиять на ее решение глава исполнительной власти не может при всем желании.
После этого, в ходе своего визита во Францию в декабре 2000 года, о Захаровой с властями Франции говорил и премьер-министр Михаил Касьянов. Но сделать они ничего так и не смогли.
5 декабря 2000 года Наталья Захарова объявила в Париже о начале голодовки. Об этом она сообщила в своем письме министру юстиции Франции Марилиз Лебраншю. Захарова заявила, что она собирается предпринять эту акцию в связи с тем, что спустя месяц после визита во Францию Президента России Владимира Путина, французские власти так и не вернули ей дочь.
19 декабря Наталья Захарова объявила, что приостанавливает голодовку, которую она проводила в течение 15 дней в знак протеста против действий французской юстиции. Это решение она приняла после встречи с прокурором парижского пригорода Нантера, в ходе которой, по ее словам, "с пониманием было воспринято ее желание, чтобы новогодние праздники ее дочь встретила с матерью".
26 декабря 2000 года Захарова получила письмо из Елисейского дворца, в котором президент Франции Жан Ширак сказал, что надеется на "счастливое и скорейшее" разрешение проблемы, однако, увы, "не считает возможным вмешиваться в дело, которое находится в исключительной компетенции судебных инстанций".
После того, как судья Мари-Жанн Симонен отказала Захаровой в просьбе взять дочку к себе на новогодние и рождественские праздники после двух лет разлуки, прокуратура опротестовала это решение, однако слушание в апелляционном суде было назначено на 4 января 2001 года. Апеляционный суд не прислушался к мнению генерального прокурора и поддержал судью Симонен. Тогда генпрокурор организовал для Захаровой встречу с председателем трибунала Нантера Пети. В результате этой встречи у судьи Симонен забрали дело Захаровой и передали его вице-президенту детского трибунала Ольт-Десез. Однако ожидаемых результатов эта замена не принесла.
Без ответа осталось и письмо священника собора Александра Невского отца Анатолия, который обратился к судье с просьбой позволить православной Маше продолжить свое религиозное воспитание.
В начале апреля 2001 года состоялось заседание, куда были приглашены сотрудники социальной службы и адвокаты обеих сторон, но это заседание тоже ничего не изменило.
2 октября 2001 года Захарова была арестована во Франции по обвинению в попытке поджога квартиры своего бывшего мужа Патрика Уари.
3 октября она была освобождена "под контроль полиции".
26 декабря 2001 года должно было состояться очередное свидание Захаровой с дочерью, но социальная служба прислала ей письмо, в котором говорится, что и эта встреча отменяется, так как их центр будет закрыт в связи с рождественскими праздниками.
В январе 2002 года в Париже, после переговоров с президентом Франции Жаком Шираком, президент России Владимир Путин заявил, что он выступает за то, чтобы гуманитарные вопросы, подобные "делу Натальи Захаровой" во Франции, решались "не только на основе закона, но и на основе здравого смысла".
В феврале 2002 года в Париже состоялась встреча министров иностранных дел России и Франции Игоря Иванова и Юбера Ведрина, на которой был затронут и вопрос о судьбе Натальи Захаровой. Накануне переговоров Захарова направила письмо министру иностранных дел РФ с просьбой о заступничестве. Российский МИД неоднократно выступал с резким осуждением позиции французской юстиции. Министерство назвало эту позицию предвзятой и необъективной, заявив, что сейчас "ведется целенаправленная работа" по вытравливанию из Маши всего русского, ее фактическому отторжению от матери".
В июле 2002 года в ходе беседы с президентом Франции Жаком Шираком, во время его визита в РФ, Владимир Путин опять затронул давно наболевший вопрос о "деле Захаровой".
В марте 2003 года специальный суд по детям вынес решение о продлении еще на два года пребывания в приемной семье дочери Захаровой Маши. По этому решению мать имеет право встречаться с дочерью два раза в месяц в помещении социальной службы. Отец же 8-летней девочки Патрик Уари получил право забирать Машу на время каникул, а также видеться с нею три раза в месяц вне стен соцслужбы.
13 июля 2004 года Версальский апелляционный суд лишил Наталью Захарову родительских прав. Судебным постановлением ей разрешается видеть свою дочь Машу не более двух часов раз в две недели. Суд принял данное решение в связи с просьбой бывшего мужа Захаровой французского гражданина Патрика Уари передать ему единоличные права на воспитание дочери. Решение было принято еще 7 июля, тогда же его отправили Уари, а также соответствующим надзорным органам. Официально же оно было объявлено только 13 июля.
Наталья Захарова подсчитала, что за прошедшие шесть лет разлуки она видела свою дочь в общей сложности всего восемь дней.
28 мая 2004 года Наталья Захарова обратилась с иском против Французской Республики в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, который принял к рассмотрению иск российской актрисы.
29 июня 2005 года стало известно, что французский суд еще на два года продлил срок содержания 10-летней Маши Захаровой в приемной семье. Такое решение приняла судья по детским делам парижского пригорода Нантер Анн Валентини, а затем это решение было подтверждено Версальским апелляционным судом, где Захарова пыталась обжаловать вердикт суда низшей инстанции.
Кроме того, суд постановил, что следует "принять все необходимые меры для того, чтобы контролировать связи между мадам Захаровой и ее дочерью, включая переписку".
22 января 2007 года Парижский апелляционный суд оставил в силе приговор, в соответствии с которым Захарова была признана виновной в попытке поджога квартиры своего бывшего мужа Патрика Уари и приговорена к трехлетнему тюремному заключению. Кроме того, апелляционная инстанция постановила, что Захарова обазана выплатить бывшему мужу компенсацию за ущерб, причиненный в результате попытки поджога. Суд не согласился с требованием прокуратуры, которая предлагала увеличить срок тюремного заключения с трех до пяти лет.
1 февраля 2007 года Версальский апелляционный суд отказал Наталье Захаровой в пересмотре решения, согласно которому ее дочь Маша была помещена в приемную семью.
В июне 2007 года Маша была возвращена Уари и проживала с ним в Париже.
В соответствии с судебным решением, с 5 декабря 2008 года Маша жила не с отцом, а в интернате закрытого типа, и находилась под контролем французских органов опеки. Она должна была оставаться в интернате до 5 декабря 2009 года. Судебное решение также устанавливает, что Захарова имеет право общаться по телефону с дочерью не чаще, чем один раз в три месяца по полчаса, причем эти разговоры должны вестись Машей под присмотром социальных работников. Постановление запрещает присутствие при этих разговорах любых третьих лиц, в том числе представителя российского консульства.
Девочка имеет российское и французское гражданство. Она совсем не говорит на русском языке.
До 2006 года Наталья Захарова жила во Франции и имела возможность встречаться с дочерью раз в месяц на один час. Когда в июле 2006 года французский суд вынес актрисе обвинительный приговор по делу о якобы имевшей место попытке поджога квартиры ее бывшего мужа, Захарова покинула Францию и не возвращалась туда во избежание ареста.
В 2007 году в издательстве "Вагриус" вышла книга Натальи Захаровой "Верните мне дочь", сюжет которой составляет история автора о ее борьбе с французским правосудием за свою дочь Машу.
5 октября 2010 года российский суд вернул Захаровой родительские права, отнятые французским правосудием. Актриса добилась судебного заседания в суде большой инстанции Парижа, чтобы бороться за право видеть свою 15-летнюю дочь.
12 октября 2010 года в суде большой инстанции Парижа состоялось судебное заседание по просьбе Захаровой, которая хочет возобновить практику телефонных разговоров с дочерью, вновь получить право видеть ее и проводить с ней каникулы. На судебное заседание Наталья Захарова не приехала, опасаясь ареста. Слушания были перенесены на 15 ноября 2010 года.
В декабре 2010 года актриса все-таки вернулась в Париж после того, как российский суд вернул ей родительские права на дочь.
25 января 2011 года в суде большой инстанции Парижа должны были проходить слушания по делу о родительских правах Захаровой. Сама актриса прибыла в суд, чтобы принять участие в процессе, однако у дверей зала заседаний ее ожидали двое сотрудников полиции. Они не позволили Захаровой войти в зал и попросили пройти с ними. Один из полицейских сказал, что, если россиянка откажется подчиниться, они будут вынуждены применить силу. После этого полицейские с Захаровой направились в комиссариат полиции Пятого округа Парижа.
26 января 2011 года французский прокурор выписал постановление об отправке Захаровой в женскую тюрьму, в которой она может провести три года за поджог квартиры своего бывшего мужа. Когда прокурор объявил Захаровой, что ее отправляют в женскую тюрьму, она потеряла сознание и спасатели доставили ее в больницу Отель Дье. После обследования в больнице Захарову доставили в женскую тюрьму "Флёри-Мерожи" под Парижем.
7 февраля 2011 года пресс-секретарь посольства РФ во Франции Андрей Кузнецов сообщил, что посольство договорилось с французской стороной о переводе Захаровой в Россию. 26 мая Наталья Захарова была доставлена в Москву для отбывания наказания по приговору французского суда и помещена в СИЗО номер 6.
Адвокат Захаровой Алексей Першин сообщил, что она обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с прошением о помиловании.
5 августа 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о помиловании Натальи Захаровой.