Итоги "русских торгов" в Лондоне: стабильный спрос - стабильные результаты
11 июня 2010 года
Крупнейшие аукционные дома Лондона завершили летнюю сессию "русских торгов", получив стабильно высокие сборы за живопись и декоративно-прикладное искусство. Топовые работы, на которые делали ставки эксперты, смогли превысить планку в миллион фунтов стерлингов, а главными героями прошедшей недели стали Александр Яковлев, Кузьма Петров-Водкин и Николай Пиросмани.
Самые высокие результаты показал аукцион Sotheby's, которые единственным провел вечерние - самые престижные - торги живописью и собрал по итогам трех сессий 22,3 миллиона фунтов стерлингов.
На счету аукциона и самая дорогая работа нынешних "русских торгов" - "африканская" картина Александра Яковлева "Тити и Нарангхе, дочери вождя Екибондо" была продана на Sotheby's за 2,5 миллиона фунтов, почти втрое выше эстимейта в 900 тысяч фунтов стерлингов.
Принадлежавшая сначала главе автомобильного концерна "Ситроен" Жоржу-Мари Хаардту работа попала на аукцион из частной французской коллекции и представляет одну из зарисовок художника, сделанных во время моторизованной экспедиции по Африке, организованной Андре Ситроеном в 1924-1925 годах.
Второй по стоимости результат на "русской неделе" показала редкая для арт-рынка картина не менее редкого для аукционов Петрова-Водкина "Вася". Аукционный дом Christie's оценил портрет мальчика Васи в 250-350 тысяч фунтов, однако картина, не появлявшаяся на рынке с 1932 года, превысила эту оценку более чем в пять раз, уйдя к неизвестному покупателю за 1,8 миллиона фунтов стерлингов. Результат оказался скромнее, чем у Яковлева, однако "Вася" установил новый ценовой рекорд для работ Петрова-Водкина.
В общей сложности торги русским искусством принесли Christie's порядка 12 миллионов фунтов.
Среди "миллионников" также классический лесной пейзаж Ивана Шишкина "Чернолесье", который Sotheby's оценивал в 1-1,5 миллиона фунтов стерлингов и продал за 1,217 миллиона. Точно отследить историю картины сложно, однако, по мнению экспертов аукциона, эта работа была выставлена на пятой выставке передвижников, которая открылась в Императорской академии наук в Петербурге 12 марта 1876 года. Большой находкой для аукциона стал портрет издателя Зиновия Гржебина кисти Юрия Анненкова, датированный 1919 годом. Картина находилась в семье Гржебина 70 лет и появилась на рынке не так давно. При эстимейте в 0,8-1,2 миллиона фунтов портрет был продан за 1,777 миллиона фунтов стерлингов неназванному частному коллекционеру из стран СНГ.
Топ-лотом "русских торгов" аукциона Macdougalls стал грузинский художник Николай, или Нико, Пиросмани и его пейзаж "Ночной холм Арсенал" ("Arsenal Hill at Night). Неожиданностью стал сам выбор топ-лота, поскольку картину MacDougalls, традиционно делающий ставку на работы Николая Рериха, оценил максимум в 1,2 миллиона фунтов. Пиросмани был продан за 1,1 миллиона фунтов.
Рерих ("Черная Гоби"), при этом, на MacDougalls показал традиционно неплохой результат, уйдя за 790 тысяч фунтов стерлингов при максимальной оценке в 700 тысяч.
Высочайший результат показал "Вид на Ай-Петри, Крым" Сергея Виноградова, который при оценке в 100-150 тысяч фунтов ушел на Sotheby's по цене в шесть раз выше - 623 тысячи фунтов - и установил новый рекорд стоимости для работ художника на аукционе.
Еще более впечатляющий успех ждал на торгах Christie's работу кисти Константина Коровина "Натюрморт с розами и яблоками", которая была продана за 937 тысяч фунтов стерлингов при максимальной оценке всего в 150 тысяч. Здесь же было установлено еще два мировых рекорда на работы русских художников. Полотно без названия Михаила Зичи, созданное ко дню серебряного юбилея свадьбы императора Александра Второго и Марии Александровны в 1866 году, было продано за 457,2 тысячи фунтов стерлингов. Картина Николая Калмакова "Афродита с Эросом и Антеросом" была продана по рекордной цене в 313,2 тысячи фунтов стерлингов.
Такие же стабильно высокие результаты показали и предметы декоративно-прикладного искусства.
Один лишь этот раздел принес Sotheby's 5,3 миллиона фунтов стерлингов. Топ-лотом стали парные фарфоровые дворцовые вазы, предположительно преподнесенные императором Николаем I в качестве приданого дочери Ольге. Вазы не смогли превысить верхнюю планку оценки в 1,2 миллиона фунтов, но ушли за 937 тысяч фунтов. В то же время золотые, покрытые эмалью анютины глазки мастеров Фаберже были проданы за 481 тысячу фунтов.
Топ-лотами в секции декоративно-прикладного искусства Christie's стали лоты два уникальных изделия Фаберже, фигурка индюка и настольная лампа из бовенита, каждый ушел с молотка за 193 тысячи фунтов. В общей сложности на аукционе в секции было продано 95% лотов, из них 97% - в рамках или выше оценочной стоимости.
Аукцион MacDougall's не продавал декоративное искусство, однако провел торги работами на бумаге, которые принесли порядка одного миллиона фунтов. Кроме того, секция икон принесла аукциону 901 тысячу фунтов, став самой успешной сессией торгов иконами в этом году, а общие сборы от "русских торгов" достигают 9,4 миллионов.
Самые скромные по общим показателям результаты показал аукционный дом Bonham's, продав по итогам "русских торгов" лишь 49,6% лотов, из которых 55,8% ушли по цене, превышающей нижние планки предварительной оценки. В общей сложности Bonham's собрал 1,9 миллиона фунтов стерлингов с такими "портретными" топ-лотами, как "Портрет Питера Уотсона" Павла Челищева (120 тысяч фунтов), "Портрет Гинзбурга в гипсе" Владимира Вайсберга (186 тысяч фунтов) и "Портрет Ольги Андреевой" Эрика Булатова (154 тысячи).
Общая сумма, полученная Sotheby's, Christie's, Bonhams и MacDougall's от "русских торгов", составляет порядка 45,6 миллиона фунтов.
Аукционы результатами остались довольны, посчитав, что кризисные времена позади. Все они отмечают жесткую борьбу за самые качественные и ценные лоты, стабильный спрос на самое дорогое русское искусство и высокую активность покупателей, которыми, однако, и по-прежнему остаются россияне и представители бывших советских республик.