Храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова) в Москве
19 августа 2010 года

10 лет назад - Девятнадцатого августа 2000 года, в день Преображения Господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Ниже приводится справочная информация.

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви ? Храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова) в Москве закладывался трижды и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень.

Идея возведения в Москве грандиозного храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

Двадцать пятого декабря 1812 года Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм, который должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

В объявленном императором конкурсе приняли участие лучшие зодчие, среди которых были Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Авраам Мельников, Александр Витберг, Василий Стасов. Было представлено 20 вариантов проекта Храма, из которых был утвержден проект архитектора Александра Витберга. Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года.

Двенадцатого октября 1817 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, однако проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый император России Николай I, посчитавшим проект Витберга неудачным и неосуществимым, приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

Десятого апреля 1832 года император Николай I утвердил проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Место для храма император выбирал лично. Этим местом стала территория древнего Алексеевского женского монастыря, который было решено перенести в Красное село (нынешний Ново?Алексеевский монастырь). По легенде, настоятельница обители прокляла разоренное место.

Десятого сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма, который строился на средства казны с привлечением народных пожертвований.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Его высота от основания до креста составляла 103,5 метров (высота креста - 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. В двойных стенах проложены коридоры, ведущие, как в древних соборах, вокруг всего здания. В этих коридорах разместили 177 мраморных мемориальных плит с описаниями событий войны 1812 года и русских походов 1813?1814 годов в хронологическом порядке.

Фасады храма со всех четырех сторон были одинаковы по форме и украшены барельефами, изображающими картины Священного Писания. Скульптуры для барельефов были выполнены скульпторами Петром Клодтом, Александром Логановским и Николаем Рамазановым. Огромный центральный купол был поставлен на высокий световой барабан с зеркальными стеклами, опирающийся на восьмигранник. Широко разнесенные малые четыре главы венчали четыре четырехугольные колокольни. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 килограмма золота, а меди ушло 176 тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн.

Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Выше было отведено место для росписей. Росписи для храма были выполнены знаменитыми художниками: Верещагиным, Суриковым, Маковским, Бруни, Тюриным, Седовым, Крамским, Семирадским и др. - всего 38 живописцами.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году ? сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Тринадцатого декабря 1880 года новому Храму было присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

Двадцать шестого мая 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол императора Александра III. В память этого события были изготовлены кабинетные медали из золота, серебра и бронзы. На них с одной стороны было изображено Всевидящее Око с надписью "Не нам, не нам, а имени твоему", с другой стороны можно было прочесть всю историю Храма: "Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III". Специально ко дню освящения Петр Чайковский написал увертюру "1812 год", исполненную храмовым хором.

Двенадцатого июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма ? во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.

Весной 1912 года в сквере возле Храма установлен памятник императору Александру III работы архитектура Померанцева и скульптора Опекушина, который был разрушен в 1918 году.

В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922-1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

Летом 1931 года правительство СССР приняло решение снести храм, а на его месте воздвигнуть грандиозный ансамбль Дворца Советов.

Разрушение храма, по свидетельству очевидцев, началось с разбора позолоченных куполов, разбора крыши. Немногочисленные уцелевшие скульптуры с фасадов храма позднее были вмонтированы в стену Донского монастыря.

Работы по разборке здания продолжались несколько месяцев, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Пятого декабря 1931 года в 12 часов всего за 45 минут храм был взорван.

Начавшаяся Великая Отечественная война не дала довести план строительства Дворца Советов до конца; после окончания войны к этой идее никто не возвращался. Вместо Дворца здесь построили открытый плавательный бассейн "Москва", который находился на этом месте с 1960 по 1994 год.

В 1990 году Святейший Синод Русской Православной Церкви обратился в Совет министров с ходатайством о разрешении на восстановление разрушенного храма.

В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери "Державная", которая впоследствии была разобрана.

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах (за исключением видоизмененного стилобата).

Седьмого января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание главного храма России.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Десятого августа 2000 года государственная комиссия приняла Храм.

Девятнадцатого августа 2000 года в день Преображения Господня Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Общее руководство восстановлением Храма осуществлял Общественный наблюдательный Совет по воссозданию Храма Христа Спасителя под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Мэра Москвы Юрия Лужкова.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя разработан Управлением Моспроект?2 совместно с Московской Патриархией. Руководитель проекта и Главный архитектор ? академик Михаил Посохин.

Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской Академией художеств во главе с ее президентом ? академиком Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников. Воссоздание скульптурного убранства фасадов Храма осуществлено скульпторами под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола для Храма были отлиты на заводе им. Лихачева (АМО ЗИЛ), звукоряд их максимально приближен к утраченному.

Высота храма та же, что и в прошлом веке ? 103 метра, толщина стен 3,2 метра, площадь росписи 22 тысяч квадратных метров, площадь пола 4 тысячи квадратных метров, высота иконостаса 27 метров. Храм рассчитан на 10 тысяч человек. Однако современный Храм Христа Спасителя не полностью тождественен своему знаменитому предшественнику. Стены Храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. Новый храм отличается от прежнего стилобатной частью (сильно расширенным цокольным этажом), в которой разместились музей, зал Церковных Соборов на 1,33 тысячи мест, церковь Преображения, зал заседаний Священного Синода, трапезная 1,2 тысячи мест, многоярусный гараж и стоянка, а также различные технические службы. В техническом отношении собор оборудован десятками компьютеров, новейшими системами кондиционирования, другими инженерными коммуникациями.

В новом храме есть и некоторые старые части - мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса. Еще некоторые фрагменты выставлены в музее храма.

Престолы: Главный ? Рождества Христова, южный ? святителя Николая (не освящён), северный ? святого блговерного князя Александра Невского (не освящён); в нижнем храме: центральный ? Спаса Преображения, южный ? преподобного Алексия, человека Божия (не освящён), северный ? Тихвинской иконы Божией Матери (не освящён).

В Храме находятся Святыни: Чтимая Смоленская икона Божией Матери; икона "Спас Нерукотворный", находившаяся в Храме до его закрытия (худ. Сорокин); икона свт. Николая, писанная в городе Бари (Италия); частицы мощей апостола Андрея Первозванного и апостола Иакова.

После восстановления Храм Христа Спасителя стал Кафедральным собором Русской Православной Церкви, и главные праздничные службы проводятся в нем.

Настоятелем Храма является Патриарх Московский и всея Руси.

Первым ключарем воссозданного Храма стал протоиерей Михаил Рязанцев.