Креативом для Музея декоративно-прикладного искусства займется экспертный совет
19 сентября 2012 года
Экспертный совет, который будет создан в ближайшее время, займется разработкой креативных проектов, направленных на повышение узнаваемости и увеличение посещаемости столичного Музея декоративно-прикладного и народного искусства, рассказала журналистам Елена Титова, назначенная в среду исполняющей обязанности директора музея.
"В совет на общественных началах будут привлекаться кураторы современных выставок, искусствоведы и журналисты, и от них будет ожидаться некий креатив. Музей живет вокруг коллекции, и научные сотрудники выполняют свою святую миссию хранителей вечности, среди них есть и те, кто делает свои предложения, но для того, чтобы музей перешел на новый уровень, этого, безусловно, недостаточно", - объяснила она.
Среди тех, кто уже дал принципиальное согласие на участие в совете - художник Борис Мессерер, оформивший немало выставок для ГМИИ им. Пушкина, а также стоявший у истоков "Винзавода" куратор Николай Палажченко. По словам и.о. директора музея, также ей бы хотелось видеть в совете архитектора Евгения Асса и главреда "Мезонина" Наталью Барбье.
Титова не исключила, что в музее появится собственный куратор, который будет делать первичный отбор экспонатов.
В начале сентября она на совещании в Минкультуры представила концепцию модернизации музея, который задумывалось переименовать в Национальный музей дизайна и создать условия для инвестиционных проектов - Музея еды (эту идею озвучивала еще прежний директор музея Маргарита Баржанова), арт-резиденций, коворкинга и сдачи в аренду дополнительных площадей. При этом предлагалось сменить руководителя музея, а также при поддержке Минкультуры проводить жесткую кадровую политику. Саму концепцию, о существовании которой стало известно из-за попадания ее сфотографированных страниц в интернет, Титова обозначает как "рабочий документ".
В ответ работающие в музее специалисты сочли, что "вот уже в который раз возобновились попытки рейдерского захвата, завуалированными "благими" проектами перепрофилирования музея", о чем они написали в открытом письме в Совет федерации, Госдуму и Минкультуры.
Представители ведомства на встрече с коллективом музея в среду объявили о том, что прежний директор Александр Сысоенко уходит с поста по собственной инициативе, представили и.о. директора и заверили собравшихся, что никакого перепрофилирования и переименования музея не будет, а концепция его развити будет принята с учетом мнения сотрудников.
"На данном этапе мы услышали важную вещь - не происходит перепрофилирования музея и он сохраняет свой статус, и также то, что вопросы, связанные с кадровой политикой и вопросами развития музея, обсуждаются", - сказал руководитель инициативной группы коллектива, заведующий отделом металла и камня музея Андрей Гилодо, который выразил готовность к "позитивному сотрудничеству и строительству" с новым и.о. директора. Как рассказал руководитель департамента культурного наследия Минкультуры Рамазан Колоев, появление у музея постоянного руководителя зависит от того, как скоро министр культуры подпишет соответствующий приказ о назначении, а других кандидатур, кроме Титовой, на эту должность нет.
Со своей стороны, она рассказала, что концепция будет дорабатываться в течение этого года и, скорее всего, будет утверждаться в начале следующего.
"Если мы закончим разработку концепции в этом году и примем ее в начале следующего, тогда все более-менее по срокам укладывается. Музею сейчас надо быстро набирать темп развития, а без утвержденной концепции с цифрами это сделать сложно", - пояснила она.
Вместе с тем, Титова выразила надежду, что предложенная ею концепция, которая, как она заметила, разрабатывалась с учетом предложений сотрудников с 2009 года, не претерпит серьезных изменений.
"На первом плане стоит работа для повышения узнаваемости музея для дальнейшей работы с благотворителями и меценатами. Музей страдает от недостатка внимания со стороны молодежи, и мы, пользуясь его площадкой, попробуем подготовить уже в этом году программу молодежного фестиваля и приспособить помещения под систему коворкинга", - рассказала и.о. директора Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Изменения в его названии для повышения привлекательности она не исключила, вспомнив Музей Виктории и Альберта, который полностью называется как "Музей декоративно-прикладного искусства и дизайна".
По словам Титовой, необходимость привлечения внебюджетных средств и создания инвестиционных проектов связана с тем, что в будущем году Минкультуры не планирует увеличивать финансирование музея.
"Если в прошлом году были некие надежды, что необходимая реконструкция пройдет по бюджету, то сейчас, без этого плана, мы можем остаться с руинами навсегда. То есть денег на осуществление проекта, приведения здания в порядок и прочего, нет, поэтому возникает логичный вариант возможности привлечения инвестиций на ремонт и реконструкцию", - сказала Титова.
Она привела в пример руинированный флигель, который мог бы стать объектом инвестиций, "после чего его часть превратилась бы в Музей традиций трапезы с экспонатами из нашего фонда, а часть заняло бы музейное кафе, как принято в международной практике".
Также перед руководством музея стоит задача создания экспозиции на 1,3 тысячи квадратных метрах, которые освободятся после вывода филиала Музея современной истории России.
Что касается "жесткой кадровой политики нового директора", о которой также упоминалось в концепции, то, по словам Титовой, "никаких увольнений не предполагается".
"Этот термин прежде всего подразумевает эффективность работы администрации и повышение интенсивности работы существующего кадрового состава", - заключила она.
Музей расположен в памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков на Садовом кольце, который также известен как "Дом Остермана".
В своих фондах музей, основанный в 1981 году, объединяет произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков - изделия из металла (в том числе, ювелирные украшения ведущих российских фирм XIX - начала XX веков, редкое собрание самоваров и художественного литья), русские художественные лаки, фарфор и стекло.
Его собрание сформировалось к 1999 году в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства им. Морозова, в котором хранились коллекции Кустарного музея и материалы, собранные НИИ художественной промышленности.