Музейный гид за два дня постарается обновить традиционный язык путеводителей
2 сентября 2011 года

Международная выставочно-дискуссионная платформа "Музейный гид", задача которой обновить традиционную навигацию по сокровищницам культуры, открылась в Москве в пятницу сразу несколькими мастер-классами и представлением проектов-лауреатов конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире".

"Музейный гид" ("Museum Guide") одновременно и фестиваль, и презентацией нового современного музейного сообщества, использующего современные технологии, и создающего экспозиции, интересные любому зрителю.

"В России на сегодняшний день музейные сайты и путеводители в основном традиционные. А мы хотим, чтобы человек мог прийти в музей и получить все необходимые сервисы и знания", - рассказала о целях проекта на пресс-конференции в пятницу руководитель программы "Меняющийся музей в меняющемся мире" Наталья Самойленко.

Выставочное пространство "Цеха красного" центра современного искусства "Винзавод" условно разделено на несколько зон.

Наиболее просторная часть зала отведена под дискуссионный клуб, где зарубежные и российские эксперты и музейщики поделятся своим опытом и проведут мастер-классы, в большей степени, рассчитанные на профессионалов. Здесь же в конце второго дня пройдет проект TEDxWinzavod "Непрерывное пространство коммуникаций: город, музей, социум", по аналогии со знаменитой американской конференцией, но только с участием российских спикеров. Участники проекта в течение пяти часов субботы обсудят, что такое "музей" в понимании современного человека, и как за последние годы преобразовалось музейное пространство.

В центре зала, разделенные стенами и стендами, разместились экспозиции и проекты шести музеев - победителей конкурса и обладателей гранта фонда Потанина. Частью конкурса был, в частности, семинар по написанию бизнес-проектов, что давалось нелегко. По признанию автор проекта "Новая жизнь уральской росписи" из уральского краеведческого музея Веры Реутовой, учились они сводить дебет с кредитом буквально со слезами на глазах. Но результата налицо, их стенд привлекал внимание примерами узоров традиционной росписи по дереву, обнаруженные авторами проекта в старинных уральских избах, и берестяными изделиями. Некоторые даже попытались купить пару объектов.

Другой не менее популярной презентацией стал масштабный проект "Забытые крепости XX века" историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Изборск". К просторной форме, представляющей собой границы Псковской области, и наполненной почти до краев торфом, подходили посетители. Надев лежавшие здесь перчатки, они откапывали в массе мониторы, на которых демонстрировались видео о проводящихся в области экскурсиях, архивные и недавно рассекреченные документы о военных действиях и даже увесистую, но небольшую часть танка.

Как рассказал автор проекта Алексей Старков, который ездил в Великобританию для общения с зарубежными коллегами, отношение русских людей к неохраняемым памятникам истории сильно отличается от британского. И опыт, полученный от поездки, он собирается осмыслять долго, не один год, и за это время постарается адаптировать многие из британских достижений для российских условий.

По стенду "Свет, действующие лица" музея "Огни Москвы", представляющему собой небольшой коридор с прозрачными дверями, посетители могли прогуляться. Проходя по своеобразной улице, читая информацию на стенах и разглядывая фотографии, можно познакомиться с историей освещения Москвы с конца XVIII века.

Но самой веселой частью выставки стала студия "Музей детских открытий", где дети смогли познакомиться с разными техниками, например, лично опробовав метод шелкографии.