На президентских выборах в Киргизии народ будет голосовать за лидера нации - эксперт
4 октября 2011 года

Народ отдаст свои голоса на предстоящих в октябре президентских выборах в Киргизии не за представителей своего рода или региона, а за того человека, в котором видят лидера нации, считает киргизский политолог, директор института этнологии Международного университета Киргизстана Табылды Акеров.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

В Киргизии сейчас проходит агитационная компания, которая продлится вплоть до президентских выборов 30 октября.

В апреле прошлого года в Киргизии произошел госпереворот, в результате которого президент Курманбек Бакиев, его семья и окружение покинули страну, власть перешла в руки оппозиционного временного правительства. Сам Бакиев пришел к власти на волне демократических реформ в результате "тюльпановой" революции 2005 года и свержения первого президента страны Аскара Акаева. Однако уже через пять лет был вынужден сам бежать из страны. Бакиев декретом временного правительства был обвинен в попытке узурпации власти и других тяжких преступлениях. Были возбуждены свыше 40 уголовных дел по фактам должностных и экономических преступлений, связанных с семьей и приближенными Курманбека Бакиева. Кроме того, в республике уже год продолжается громкий процесс по обвинению госчиновников и военных режима Бакиева в массовом умышленном убийстве, превышении должностных полномочий с применением насилия во время разгона митинга протеста на центральной площади Бишкека в апреле 2010 года, когда погибли около 90 человек.

После смены власти Киргизию захлестнула волна массовых беспорядков, в том числе на межнациональной почве, вылившихся в кровопролитный межэтнический конфликт между узбекским и киргизским населением на юге страны, жертвами которого стали около полутысячи граждан, в том числе женщин и детей. Еще несколько тысяч получили ранения, беженцами были около полумиллиона граждан. Временное правительство обвинило в организации конфликта реваншистов из числа сторонников бывшего президента.

После апрельского переворота была изменена Конституция республики и Киргизия стала парламентской республикой, которой фактически управляет премьер-министр, назначаемый парламентским большинством, а за президентом остаются в основном представительские функции. В настоящий момент Роза Отунбаева является президентом переходного периода, чьи полномочия истекают 31 декабря нынешнего года. Предстоящие президентские выборы должны стать важным этапом легитимации власти. Это первые выборы в истории республики, в которых не принимает участия действующий президент. Отунбаева по новой Конституции, в которой оговорен только один шестилетний срок для каждого президента, не имеет права участвовать в гонке. Из властной команды на пост претендует премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев.

ВОСЕМЬДЕСЯТ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ОДНО КРЕСЛО

Первоначально о своих президентских амбициях заявили 83 претендента на главный государственный пост. Среди без малого сотни кандидатов в президенты были как известные политики, депутаты, лидеры партий, так и армейские полковники, и генералы милиции, врачи, два десятка безработных, фермеры, аудиторы, пенсионеры и даже несколько артистов комического жанра. Однако официальные мандаты участников гонки пока получили только 20 человек - те, которые смогли собрать 30 тысяч подписей в свою поддержку, заплатить избирательный залог в 2,2 тысячи долларов, а также сдать экзамен по государственному киргизскому языку. Еще восемь претендентов, снятых с гонки, продолжают судиться с ЦИК за право участия в выборах.

Этот необычный парад потенциальных глав государства вызвал недоумение не только за рубежом, но и внутри республики. Граждане расценили это явление как катастрофическое падение престижа президентской ветви власти в стране. Однако эксперты полагают, что происходящие на киргизских выборах странности ни что иное как запущенные в действие политтехнологии.

"С самого начала я понимал ситуацию так, что есть какие-то силы, некий центр, который запустил определенную политтехнологию для этих выборов. Это ощущалось по действиям и заявлениям многочисленных кандидатов. Среди них было очень много простых граждан, которые раньше ни разу не заявляли о том, что они пойдут в политику. Я считаю, что это такое огромное количество кандидатов нагонялось специально для того, чтобы электорат не заметил, насколько много кандидатов выставили именно пробакиевские силы. То есть нужно было скрыть вот эту часть. Кроме того, по всей стране стали вдруг постоянно вспыхивать какие-то локальные митинги, протесты. В которых и участников-то по 20-50 человек, но ведь раньше этого не было. Чувствовалась какая-то сила, которая готовит население. Возможно, даже к перевороту. Так было во время первых дней предвыборных процессов. Но затем эта схема почему-то дала у них сбой", - отмечает Акеров.

По мнению политолога, причиной смены планов "пробакиевского центра" стала продемонстрированная рядом зарубежных государств, в том числе Россией, поддержка курса нынешнего правительства на дальнейшую демократизацию страны.

"Они (пробакиевские силы) рассчитывали, что Россия, Казахстан и другие внешние игроки будут присматриваться сразу к нескольким кандидатам в президенты, и на их фоне можно было выставить как можно больше своих сторонников", - считает он.

По наблюдениям Акерова, в конце августа, буквально за неделю-полторы, произошел очень большой отсев кандидатов, "потому что уже все поняли - на этой карте больше невозможно что-то сыграть, безработных и безденежных кандидатов пробакиевский центр не стал финансировать".

ПРЕДВЫБОРНЫЙ РАСКЛАД

В понедельник крупнейшее информационное агентство Киргизии АКИpress опубликовало итоги проведенного им онлайн-опроса, где наибольшее число голосов набрал премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев, за него проголосовали 36,5% читателей. Следом за ним идет лидер партии "Бутун Кыргызстан", бывший спикер и бывший секретарь Совета безопасности Киргизии Адахан Мадумаров с 16,1%. На третьем месте позиция "против всех", которой отдали голоса 10,4%.

По мнению эксперта, такой результат в целом отражает настроения, сложившиеся в киргизском обществе перед выборами.

"На мой взгляд, осталось три реальных политика, которые могли бы продолжить игру: Алмаз Атамбаев, Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев. Серьезным конкурентом был также лидер социалистической партии "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев, но он снял свою кандидатуру с гонки. На сегодняшний день я не вижу кроме этих четырех человек в республике того, кто мог бы претендовать на данный пост", - считает Акеров.

По данным эксперта, несколько месяцев назад, еще до объявления выборов, во всех регионах республики был проведен независимый социологический опрос, который выявил, что большинство населения общенациональными лидерами видят только двух политиков - это действующий премьер-министр Алмазбек Атамбаев и лидер старейшей партии "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев, которые имеют поддержку как на юге республики, так и на севере. Все остальные политики в той или иной мере считаются лидерами только в своем регионе. Например, если Атамбаева и Текебаева поддерживают от 40% до 60% избирателей в целом по стране, то Ташиева и Мадумарова на севере от 3% до 8%, причем в основном за счет внутренних мигрантов с юга, а в южном регионе - от 40% и выше.

"Всех же остальных политиков можно отнести ко второму эшелону. Они вообще почти не имеют поддержки вне своей области или района. В других регионах голоса им придется покупать, а это очень дорого и далеко не всем по карману", - отмечает Акеров.

СТАВКА НА ЛИДЕРА

Современная Киргизия до сих пор очень жестко разделена по принципу кланово-родовых связей. Некоторые опытные политики, неоднократно принимавшие участие в президентских и парламентских выборах в Киргизии, утверждают, что могут посчитать "свои" голоса буквально подворно: ты из этого рода - значит за меня, из другого рода - значит за другого. И фактически все эти голоса уже давно поделены между региональными лидерами.

Однако директор института этнологии опровергает это мнение: "Нужно понимать, что это правило действует только в том случае, когда идут парламентские выборы по одномандатным округам. Во время президентских выборов в действие вступают совсем другие законы, законы самосохранения этноса. Поскольку любой понимает, насколько ответственна эта должность, большинство электората в случае выбора ориентируется на лидера нации, а не на своего регионального лидера. И тогда больше преимуществ оказывается у лидеров гонки. Это законы развития общества".

"Региональные или родовые связи могут сыграть свою роль, но в гораздо меньшей степени, чем рассчитывают некоторые политики, опирающиеся на голоса своих односельчан и родственников - не это будет играть решающую роль. То есть они могут получить всего 30% голосов там, где они рассчитывали взять все 100. В любом случае, когда идут президентские выборы, электорат ориентируется на тех, кто признается общенациональным лидером", - подчеркивает Акеров.

ВТОРОЙ ТУР: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

При таком обилии кандидатов практически все наблюдатели отмечают неизбежность второго тура президентских выборов. Однако Акеров считает, что "если сейчас соперники действующего премьер-министра Атамбаева не организуют по-настоящему активную и качественную агитационную компанию, они не смогут обеспечить себе второй тур".

"Во-первых, объявление выборов у нас совпало с мусульманским праздником Рамазан, и было видно, что на юге республики южные кандидаты подняли свой рейтинг у населения за счет обширной благотворительности и пожертвований, которые предписаны по мусульманским традициям в этот период. Но с 25 сентября, когда начали работать штабы всех кандидатов, эту популярность они могут так же стремительно потерять. Потому что люди быстро забывают о благотворительности. Этот феномен можно было неоднократно наблюдать во время предыдущих президентских и парламентских выборов, которые совпадали с религиозными праздниками. Я думаю, что есть опасность, что в ближайшие недели рейтинг Мадумарова и Ташиева начнет падать. Для того чтобы удержать наработанное, им нужны большие средства и хорошие публичные выступления, акции. Нужно, чтобы они постоянно светились перед электоратом с хорошей стороны", - отмечает политолог.

Кроме того, он отмечает, что высокий рейтинг Атамбаева дает ему упомянутое преимущество как лидеру гонки.

Акеров попытался оценить второй тур выборов с точки зрения наименьших рисков для всей страны в целом.

"Что будет, если во второй тур вместе с Атамбаевым выйдет Мадумаров? Я думаю, что он уже очень зрелый политик, поэтому в случае проигрыша он не будет стараться сам лично поднимать свой электорат на противоправные действия. Он, конечно, будет митинговать, пытаться не признать выборы, но все будет идти в мирном русле. Самое опасное, с моей точки зрения, если второй тур состоится, и в него вместе с Алмазбеком Атамбаевым выйдет Камчибек Ташиев. Он самый молодой из всех этих политиков и по возрасту, и по политическому опыту. По его выступлениям и заявлениям можно судить, что он еще просто не созрел до государственного уровня мышления. Он больше прислушивается к мнению штаба, прислушивается к эмоциям, обычно это свойственно только молодым политикам",- констатирует Акеров.

СЕВЕР ИЛИ ЮГ

Многие эксперты отмечают, что нынешние выборы президента опять станут противоборством севера и юга республики, как и шесть лет назад, когда после "тюльпановой" революции во второй тур вышли южанин Курманбек Бакиев и северянин Феликс Кулов. Чтобы не допустить раскола страны на две части, тогда был найден политический компромисс - Кулов стал премьером, Бакиев - президентом. Через два года союз двух политиков распался. Нынешний премьер северянин Атамбаев категорически заявил, что в случае второго тура создавать "тандем" со своим ближайшим конкурентом не будет. Между тем, его ближайшие соперники - и Ташиев, и Мадумаров - кандидаты с юга. Вопреки логике и региональным традициям республики, они оба пошли на выборы, "растаскивая" друг у друга южный электорат. По сути, бывший министр МЧС Ташиев не должен был выставлять свою кандидатуру, узнав, что от юга на выборы идет более сильный кандидат, как например Мадумаров.

"Действительно оба эти кандидата принадлежат к пробакиевским силам и оба, в основном, играют на южной карте - у них мало поддержки на севере. Но у Ташиева и возглавляемой им партии "Ата-Журт", похоже, просто не было другого выбора", - считает эксперт.

"Возьмем такую ситуацию: допустим, на выборах победит Атамбаев. В таком случае коалиция большинства в парламенте, куда входит и "Ата-Журт", должна будет выдвигать вместо Атамбаева нового премьера и формировать новое правительство. Вполне вероятно, что этого сделать вообще не удастся, учитывая противоречия внутри коалиции. Парламент будет распущен и объявлены новые парламентские выборы. И если Ташиев сейчас не выставил бы своей кандидатуры, и добровольно "отдал" электорат Мадумарову, то его партия "Ата-Журт", вообще осталась без голосов на парламентских выборах. Они бы перешли к Мадумарову и его партии "Бутун Кыргызстан". И Мадумаров с его "Бутун Кыргызстаном" совершенно в той же позиции - если они сейчас пожертвуют голоса друг другу, на вполне вероятных скорых парламентских выборах их партии могут вообще остаться ни с чем", - сказал политолог.

НАДЕЖДЫ НА РЕВАНШ

По словам очевидцев, которые подтверждают также депутаты парламента, недавно брат экс-президента Жаныш Бакиев провел что-то вроде собрания всех южных кланов с целью консолидации усилий всех южных и пробакиевских кандидатов против лидера гонки. И, действительно, сегодня в республике стало просматриваться нечто вроде объединения вчерашних соратников Бакиева. Например, в понедельник в пользу экс-мэра Бишкека Наримана Тюлеева из гонки вышел авторитетный бывший спикер парламента Марат Султанов.

"Сейчас видно, что есть политики, которые выставили свои кандидатуры специально, зная, что их будут финансировать представители прежней власти. Ни для кого в Киргизстане не секрет, что только из круга Бакиевых нашу компанию финансируют брат экс-президента Жаныш Бакиев, его сын Максим, экс-премьер-министр Данияр Усенов, которые до апрельских событий имели в республике свой крупный бизнес и занимали хорошие позиции практически во всех стратегических сферах экономики. Они рассчитывают, что их кандидаты, придя к власти, помогут вернуть хоть какую-то часть национализированного бизнеса. Кроме того, Бакиевым также выгодно финансировать этих многочисленных претендентов, потому что они "растаскивают" голоса у лидера и увеличивают вероятность второго тура, в который выйдет кто-то из их сторонников. И потом, во втором туре, они начнут все играть на одного своего кандидата", - считает эксперт.

НЕТИТУЛЬНЫЙ ФАКТОР

В этой ситуации необычайно ценными становятся голоса так называемый русскоязычного электората, то есть граждан страны не титульной национальности, которых в 5,5-миллионной республике проживает свыше полумиллиона. Брошенные на одну чашу весов, они могут обеспечить бесспорную победу кому-то из кандидатов уже в первом туре.

"Опыт показывает, что русскоязычные граждане в основном голосуют за того, кого они воспринимают как "кандидата Стабильность". Яркий пример: в начале 90-х годов после Ошских событий в республике (межнациональные кровопролитные столкновения между киргизами и узбеками на юге республики, случившиеся во время распада Советского союза) в президенты баллотировался Аскар Акаев. Граждане нетитульной национальности, испуганные этими событиями, тогда его воспринимали как "кандидата Стабильность" и поэтому отдали голоса ему. Сегодня таким оплотом стабильности начинает восприниматься премьер-министр Атамбаев. И во многом этому способствуют действия этого самого пробакиевского центра, который в последнее время, как я уже говорил, постоянно организует локальные митинги. Каждый день сейчас проходят буквально по три-четыре митинга. Причем не только в Бишкеке, но и в регионах. Ясно, что эти митинги кто-то готовит и это порождает у людей чувство опасности", - отмечает Акеров.

Наибольшие опасения испытывают жители Чуйской долины, так как это центральный и многонациональный регион. Кроме того, за счет внутренней миграции здесь живут граждане изо всех частей страны, в том числе южане.

"После прошлогодних апрельских и июньских событий все граждане республики понимают, что если что-то вспыхнет на межнациональной или межрегиональной почве в Чуйской долине, то поджоги, убийства, как было в Ошской и Джалал-Абадской областях, могут быть в каждом селе. Поэтому определенная часть народа будет голосовать именно за того кандидата, который, по их мнению, олицетворяет стабильность и власть в стране", - говорит он.

У Мадумарова гораздо меньше шансов завоевать сейчас симпатии русскоязычного населения. В частности, после некоторых его националистических выступлений граждане нетитульной национальности перестали воспринимать его как настроенного пророссийски политика. Кроме того, Мадумаров у большинства граждан ассоциируется с командой Курманбека Бакиева, в которой он проработал долгое время в должности спикера парламента, а также секретаря Совета безопасности. К тому же, сейчас его имя связывают с убийством бывшего руководителя администрации президента Медета Садыркулова, который осмелился пойти против клана Бакиевых. Еще меньше шансов на голоса русскоязычного электората у Ташиева, за которым имидж националиста закрепился давно и прочно.

САМАЯ СОЛЬ

Нынешняя выборная компания в Киргизии проходит в сложной обстановке. Незажившие раны прошлогодних конфликтов постоянно напоминают о себе. К тому же очевидна непримиримость взаимоисключающих интересов у всех участников выборного процесса, как внутри страны, так и за ее пределами. В частности, вчерашним членам временного правительства во главе с Атамбаевым во что бы то ни стало нужно сохранить власть за собой. Иначе ответственность за кровопролитные прошлогодние события может быть возложена и на них. Сторонники экс-президента Бакиева, потерявшие год назад фактически все, несомненно, готовятся к "последнему бою". А многочисленные мелкие политики (только политических партий в маленькой республике официально зарегистрировано свыше 150) успешно "ловят рыбку" в этой мутной воде. И вот в этом, пожалуй, заключается "самая соль" киргизских выборов.

"Многие наши политики прекрасно знают, что даже близко не могут выиграть выборы и идут на них лишь для того, чтобы обогатится. Это практически бизнес! Они находят спонсоров, деньги под себя или свою партию. Часть этих средств действительно тратится на выборы, но незначительная, а все остальное они кладут себе в карман. И прекрасно понимают, что никакого спроса за полученные ими на выборы миллионы долларов не будет. Что тут сделаешь, если народ не поддержал? Но для государства в целом такие кандидаты-бизнесмены очень опасны. Ведь потом, чтобы хорошо выглядеть в глазах спонсора они будут "поднимать волну". Чтобы сказать: я вот ваши деньги на митинги потратил", - считает Акеров.

Действуя в своих шкурных интересах, они, очевидно, будут играть на руку тем силам, которые рассчитывают развернуть дестабилизацию в республике, столкнуть север с югом или развязать межэтнический конфликт.