Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс"
30 сентября 2010 года
75 лет назад, 30 сентября, в Бостоне (США) состоялась премьера оперы Джорджа Гершвина (George Gershwin) "Порги и Бесс" (Porgy and Bess).
Ниже приводится справка.
Опера "Порги и Бесс" (Porgy and Bess), созданная в 1935 году композитором Джорджем Гершвином (1898-1937), жителем Нью-Йорка, выходцем из семьи евреев-иммигрантов из России, является гордостью американской культуры и входит в международный оперный репертуар.
Джордж Гершвин создавал симфонические и фортепьянные пьесы, основанные на джазовой гармонии: "Рапсодия в голубом" (Rhapsody in blue, 1924), сюита "Американец в Париже" (An American in Paris, 1928). Он был одним из первых, кто обратил внимание на то, насколько расплывчаты границы популярной и "серьезной" музыки.
Опера "Порги и Бесс" стала вершиной творческого пути композитора.
Действие оперы разворачивается в оживленном негритянском квартале Кэтфиш-Роу города Чарльстона в штате Южная Каролина в начале 1930-х гг. "Порги и Бесс" - история о нищем калеке и его возлюбленной. В их жизнь вторгаются бедность, насилие, а в случае Бесс - и наркотики.
В опере "Порги и Бесс" впервые в истории музыкального театра США чернокожие американцы показаны с глубоким уважением и сочувствием.
Когда Гершвин решил превратить в оперу роман "Порги", написанный в 1924 году писателем-южанином Дюбозом Хейуордом, он отправился в Чарльстон и долгое время впитывал в себя и записывал афроамериканскую музыку. Он стремился достоверно передать дух этой музыки в "Порги и Бесс", но его собственное происхождение вызывало в некоторых кругах сомнения в том, сумеет ли он изобразить суть жизни чернокожих на "глубоком Юге".
Гершвин использовал мелодии в стиле спиричуэлс (англ. Spirituals, Spiritual music) и ритмы джаза. Музыка передает внутренний мир героев, их нелегкую жизнь; в ней заложена подлинная человечность, искренний лиризм, задушевность.
Двадцать месяцев писал композитор оперу и все это время жил в уверенности, что она будет лучшим его сочинением. На последней странице рукописи значится дата: 23 августа 1935 года. Однако работа над оперой продолжалась также во время репетиций и завершилась лишь за день до премьеры.
30 сентября 1935 года в "Колониэл-театре" в Бостоне состоялась премьера. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора.
По словам Джона Эдварда Хассе, курирующего в Смитсоновском институте американскую музыку, произведение "было представлено как народная опера, занимающая промежуточное положение между оперой и бродвейским мюзиклом".
Газета Christian Science Monitor провозгласила "Порги и Бесс" "важнейшим вкладом Гершвина в музыку", а Boston Transcript отметила: "Пора признать Гершвина серьезным композитором".
Премьера в Нью-Йорке, состоявшаяся 10 октября в "Алвин-театре", также прошла празднично, но критики не были единодушны. Нью-йоркская пресса по большей части осудила нетрадиционный подход Гершвина, особенно то, что он внедрил в оперный жанр чисто американские музыкальные элементы (джаз, блюз, традиционные спиричуэлы).
Опера понравилась только театральным рецензентам, которые оказались гораздо проницательнее коллег-музыковедов.
За полтора года опера выдержала 124 постановки в "Алвин-театре" - цифра весьма солидная для любой оперы классического репертуара. Несмотря на хороший прием, надежды братьев Гершвин (брат Джорджа - Айра написал стихотворный текст оперы) на материальный успех не оправдались: они потеряли 10 тысяч долларов, вложенных в постановку. Подлинное признание и понимание "Порги и Бесс" пришло после смерти композитора. В течение нескольких десятилетий продолжается ее триумфальное шествие по материкам и континентам. Опера вышла за пределы американской музыкальной культуры.
Европы она достигла в 1945 году; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актеров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как ее показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне в сезоне 1952-1953 годов. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после "Порги и Бесс", даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, не поколебала столь прочного положения "Порги и Бесс" в музыкальной жизни западного мира.
В России опера исполнялась на концертной эстраде и по радио. В 1956 году негритянская труппа из США "Эвримен опера" показала "Порги и Бесс" в Москве и Ленинграде, в 1966 году была осуществлена постановка в Таллине, в 1972-м - на русской сцене, в ленинградском Малом театре оперы и балета, а в 1980-м - в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1958 году опера была экранизирована (режиссер Отто Преминджер).
Среди исполнителей оперы - легендарные имена, отточившие радикальную манеру Гершвина, скрестившего каноны европейского вокала с джазом, блюзом, соул и другими "черными" стилями: Луи Армстронг и Элла Фицджералд, Рей Чарльз и Милт Джексон, Майлз Дьюи Дэвис и Оскар Питерсон.