Память благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
2 октября 2010 года
Второго октября Православная Церковь празднует Память благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина.
Ниже приводится справка по празднику.
Второго октября (19 сентября по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует Память благоверных князей Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина.
Святой благоверный князь Феодор, по прозванию Черный, был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславовича. Он родился около 1237-1239 года и по свидетельству иеромонаха Антония, составившего житие князя, с юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. Детство его прошло в Можайске, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
После смерти отца старшие братья (Гле6 и Михаил) поделили между собой земли, выделив младшему ? Феодору маленький Можайск, который был тогда еще очень бедным и малонаселенным городком с небольшой округой и прилежащими селами. Феодор принял удел, по выражению составителя его жития, безропотно и в короткое время сумел сделать его и людным и богатым, чем заслужил любовь народа.
В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил. По смерти же брата своего Михаила наследовал он и Смоленское княжение.
В 1277 году князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем вызвал к себе особенное расположение хана Менгу?Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви.
Три года пробыл святой Феодор в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга Мария умерла, в городе правила теща княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя, и Феодор вынужден был вернуться в Орду.
Царица, жена хана Менгу?Темира, которую пленили мужественная красота и ум князя, пожелала выдать за него свою дочь. Хан долго не соглашался на этот брак, считая русских князей своими подданными. Выдать дочь за русского князя - значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Но через некоторое время хан дал согласие на крещение дочери и ее брак с Феодором, слишком важен для него был союз с Русью.
Князь Федор женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. Такой брак имел для Руси большое значение. Здесь же, в Орде, у св. князя Феодора родились сыновья ? Давид и Константин. Как и их отец, они вели богоугодную жизнь и совершали подвиги молитвы, поста и благочестия.
Огромное влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Он построил в Орде несколько храмов. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток.
В 1290 году, после смерти первого сына ? князя Михаила, св. Феодор с семьей возвратился в Ярославль, где стал ревностно заботиться об усилении и благоустройстве города и княжества, о благе своих соотечественников. Он построил много храмов, снабдил их утварью. Святой князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости.
В 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему не довелось. Вскоре после того похода святой князь?воин занемог.
Восемнадцатого сентября 1299 года в Преображенском монастыре в Ярославле князь Федор принял монашеское пострижение, 19 сентября он скончался. Св. Федор был погребен в храме Преображения Господня. После него в Ярославле правил его сын ? святой Давид, который скончался в 1321 году, второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее, год его кончины в летописях не значится. Тела сыновей, согласно их воле, были положены возле тела их отца, в склепе под сводами храма, не в земле, а поверх ее в гробницах.
Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. 5 марта 1463 года в Ярославле были обретены нетленные мощи святых князей Феодора и чад его Давида и Константина, которые прославились чудесами. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля.
Вскоре после обретения мощей, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I, иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием было написано "Житие святого князя Феодора Черного". Другая редакция "Жития" была написана Андреем Юрьевым в Кирилло?Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное "Житие святого Феодора" вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.
Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, в которых прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов.