Память обретения мощей преподобного Серафима Саровского
1 августа 2010 года
Первого августа (19 июля по ст.ст.) Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. Преподобный Серафим Саровский скончался в 1833 году и память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.
В 1895 году в Святейший Синод было представлено произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири.
В 1903 году, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима.
В день рождения святого 19 июля/1 августа с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.
В этот день в присутствии царской семьи, при огромном стечении народа состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.
Современниками это событие описывается следующим образом: 16/29 июля 1903 года в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения ? Парастасы ? о иеромонахе Серафиме. На следующий день был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь. В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Всю дорогу участники хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были отслужены краткие литии. Навстречу ходу из Дивеева выступил Саровский крестный ход во главе с епископом Тамбовским Иннокентием.
Они соединились, образовав величественное шествие, и при торжественном колокольном звоне направилось в Саровскую пустынь. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение,? это была первая церковная служба, на которой Серафим Саровский стал прославляться в лике святых.
Из Успенского собора крестный ход направился к церкви преп. Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преп. Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору. Затем гроб установили посередине храма. После чтения Св. Евангелия митрополит и архиереи приложились к святым мощам.
На следующий день была совершена Божественная Литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов.
С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения.