Патриарх Кирилл в Крещение освятит воду в Богоявленском соборе Москвы
19 января 2011 года

Православные христиане отмечают 19 января один из двенадцати главных праздников - Крещение Господне (Богоявление); патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в это утро Божественную литургию и чин Великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Как сообщила пресс-служба предстоятеля Русской православной церкви, патриаршее богослужение в Елоховском соборе, для которого Богоявление является престольным праздником, начнется в 9.30 мск.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В праздник Богоявления верующие вспоминают о том, как в возрасте 30 лет Иисус Христос из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи.

Церковное предание гласит, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись и Дух Святой в виде голубя сошел на Него. "И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение", - говорится в Евангелии от Марка.

Таким образом, миру была явлена Пресвятая Троица: Бог-Сын, Бог-Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя, и Бог-Отец, свидетельствовавший о Христе с небес. Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением.

Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.

Иоанн Златоуст говорил, что Иисус Христос крестился в Иордане не для покаяния (ведь Он не грешил) и не для получения дара Святого Духа (Он был причастен Духу от рождения). Иисус принял крещение, чтобы стать известным народу, которого собиралось множество у берегов Иордана, и чтобы, как сказано в Евангелии, "исполнить всякую правду". "Правдой", по словам Златоуста, было повиновение Богу, пославшему Иоанна Предтечу крестить людей водою.

ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ

Ежегодно в Крещение и накануне праздника (в Крещенский сочельник) в православных церквях традиционно совершается Великое освящение воды. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники - озера, реки, пруды.

Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в дни праздника у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.

Но главный смысл, как отметил зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп (Рябых), не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы присутствовать на молебне во время освящения, потому что Бог дарует благодать для исцеления святой водой недугов - именно по молитве. Благодать и целебная сила крещенской воды, по его словам, - "ответ на наши молитвы, наше религиозное чувство".

Верующим не обязательно стоять в очереди за святой водой в Крещенский сочельник или в Крещение. Можно помолиться на богослужении и уйти домой, а за крещенской водой прийти на следующий день. Вода в храмах раздается еще в течение нескольких дней после Крещения и бояться, что ее не хватит, не стоит: в каждом храме освящается достаточный объем, не говоря уже о прорубях (Иорданях) на водоемах.

Есть определенные основания и для народных поверий, по которым любая вода в Крещение считается святой: во время освящения говорится, что освящается вод "естество", то есть сама водная стихия.

КРЕЩЕНСКОЕ КУПАНИЕ

Традиция купания на Крещение существует во всех христианских странах, в том числе установилась с принятием христианства и на Руси, верующих не останавливали даже суровые морозы. И не останавливают - в этом году только в одной Москве, по данным МЧС, оборудовано более 50 мест для купания, и ожидаются тысячи смельчаков.

В Крещенский сочельник из многих храмов священники и прихожане отправляются на водоем, где заранее прорубается лед, обычно в форме креста. Прорубь называется Иорданью - в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча.

После того, как священник совершит чин освящения воды (чтением соответствующих молитв и троекратным погружением креста), желающие троекратно погружаются в воду с головой. При этом каждый крестится и произносит: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!"

Обычно освящение Иордани на открытых водоемах совершается священнослужителями около 23.00, после чего желающие с молитвой погружаются в воду. Считается, что купание на Крещение способствует исцелению от различных недугов.

Смысл традиции - свидетельствовать о готовности последовать за Христом, который вошел в воды Иордана. Но никакой обязанности погружаться в ледяную воду на праздник Крещения нет, лучшим проявлением любви к Богу священнослужители считают причастие в этот день.

"Если погружаться в прорубь - это надо делать с большой осторожностью, с разрешения врачей. Нельзя это делать без подготовки", - уверен руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский.

По его словам, все желающие совершить омовение по случаю праздника Крещения могут сделать это и под теплым душем, особенно если у людей есть серьезные проблемы со здоровьем, поскольку во время праздничных богослужений "читается молитва, в которой говорится, что освящаются все воды".

Глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда приветствовал "ревность к традиции" крещенского купания, но напомнил о понятии "ревность по разуму".

"Главное в таких случаях - понимать, для чего человек это делает. Если он думает, что нырнет в прорубь с набором проблем, а вынырнет без, то он ошибается", - сказал Легойда.

В христианстве, пояснил он, изменения человеческой души, поведения, жизни предполагают усилия человека. И ошибочно отождествлять христианскую традицию с магическим ритуалом, когда "выполнение правильной формы" должно приносить запрограммированный результат.

"Поэтому важно, чтобы человек понимал, что омовение не означает автоматического избавления от вредных привычек или болезни, получения чего-то определенного желаемого... Мы часто говорим о свободе, которую дает нам Бог, но забываем, что у Него тоже есть свобода в отношениях с человеком. Мы можем считать, например, что нам нужно сейчас избавиться от такой-то болезни или получить такой-то результат, но Божий промысел может быть совершенно другой. И если мы не получаем ожидаемого, это может не означать, что Бог нас не слышит или наши усилия недостаточны, - просто то, чего мы желаем, может быть для нас сейчас неполезно", - заключил Легойда.