Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (Спас Нерукотворный)
29 августа 2011 года

Православная Церковь в понедельник, 29 августа, (16 по старому стилю) празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (Спас Нерукотворный) в 944 году.

Ниже приводится справочная информация.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению.

Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся его божественный лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами. Жители города считали убрус великой святыней. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ пришлось заложить камнями в нише городской стены, чтобы не допустить его поругания. Со временем место это было совершенно забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток пресвятого лика на керамике - глиняной доске, закрывавшей святой убрус. После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. Нерукотворной образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года.

В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. Образ Спасителя 16 августа был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены Едессы. Другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании: икона Нерукотворного Образа - одна из наиболее распространенных. Нерукотворный образ считали самым правильным изображением Христа и вышивали его на знаменах русской армии и хоругвях.

Особенно почитали Спас в Москве. В середине XVII века царь Алексей Михайлович специальным указом повелел переименовать главную башню Московского Кремля Фроловскую в Спасскую, на воротах поставить образ Спасителя в золотой ризе ("Спас на престоле") и приказал "впредь на вечные времена" ходить под этими воротами с непокрытой головой, то есть слезать с коня и снимать шапку.

Народное название праздника - Третий Спас (Малый Спас, Нерукотворный образ, "Спас на полотне", Ореховый Спас, Хлебный, Холщовый и другие местные названия).

Холщовым Спасом его называли потому, что в этот день проходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда. Говорили: "Первый Спас - на воде стоят, Второй Спас - яблоки едят, Третий Спас - на зеленых горах холсты продают".

К Третьему Спасу в некоторых местах, вместо дня Успения Богородицы приурочивались обряды, связанные с последним именинным снопом, поэтому называли Третий Спас хлебным. Говорили: "Третий Спас - хлеба припас", "Хорошо коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - зимой будет квас".

Называли Третий Спас и Ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи, и начинался их сбор.

На Третий Спас происходил последний отлет ласточек и журавлей: "Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает", "Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".