Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа
29 августа 2010 года

Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа отмечает Православная церковь 29 августа.

Ниже приводится справочная информация.

Двадцать девятого (по старому стилю 16-го) августа Православная церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из?за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70?ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Образ стал очень почитаем в Эдессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами. Жители города считали убрус великой святыней. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ пришлось заложить камнями в нише городской стены, чтобы не допустить его поругания. Со временем место это было совершенно забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике - глиняной доске, закрывавшей святой убрус. После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года.

В 944 году император Константин Багрянородный (912?959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира ? правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному ? его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204?1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены Едессы; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных. Нерукотворный образ считали самым правильным изображением Христа и вышивали его на знаменах русской армии и хоругвях. Особенно почитали Спас в Москве. В середине XVII века царь Алексей Михайлович специальным указом повелел переименовать главную башню Московского Кремля Фроловскую в Спасскую, на воротах поставить образ Спасителя в золотой ризе ("Спас на престоле") и приказал "впредь на вечные времена" ходить под этими воротами с непокрытой головой, то есть слезать с коня и снимать шапку.

Третий Спас называют в народе Хлебным, Ореховым или Холщовым Спасом. В этот день на Руси впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. "Третий Спас хлеба припас". В храмах на третий Спас освящали хлеба из муки нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг - продажа полотна и холстов. С этого дня начиналась и заготовка лесных орехов. Но в большинстве мест России в этот день большие праздники не устраивались. Начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей.

На третий Спас примечают отлет птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса, а "если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно". Не улетел к третьему Спасу журавль - зима наступит попозже.