Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Католической церкви
15 августа 2010 года

Католическая церковь отмечает в воскресенье праздник Успения Пресвятой Богородицы (Assumption of Mary), посвященный воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесном вознесении на небеса.

Раньше праздник назывался Transitus, то есть "переход" на небо. Праздник имеет различные названия на Востоке и на Западе. Греки называли его koimesis ? "погружение в сон" (на церковно?славянском ? "успение"), на Западе закрепилось латинское название assumptio ? "взятие", "принятие", поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции "Успением" название "Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу".

Праздник Успения восходит к первым векам христианства. Начиная с 6 века Католическая церковь отмечает праздник 15 августа. В 8 столетии праздник распространился на Западе.

Ранние христианские памятники содержат различные и зачастую противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.

Также неточны сведения о кончине и погребении Богородицы. В большинстве текстов отмечается, что Святая Дева Мария провела последние дни своей жизни в доме одного из самых преданных и любимых последователей Спасителя ? Иоанна Богослова в Иерусалиме. У ее смертного ложа присутствовали все ученики Христа, за исключением Фомы, который добрался до Иерусалима только лишь на третий день после ее кончины.

Согласно желанию Богоматери Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Опоздавший Фома умолял апостолов открыть крышку гроба, чтобы проститься с Марией. Апостолы вняли его мольбам и подняли крышку, но вместо тела увидели лишь букет роз.

Телесное взятие Богородицы на небеса является догмой католического вероучения.

Долгое время существовало две традиции толкования сути этого праздника. Согласно первой, Мария, подобно Своему Сыну и всем людям, прошла через смерть и затем пришла на небо; согласно другой, Бог забрал Ее на небо с телом и душой, не позволив Ей умереть.

Поэтому официально догмат был оформлен лишь 1 ноября 1950 года - папа Пий Двенадцатый особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо.

Согласно христианскому вероучению, после вознесения Дева Мария как царица предстала перед Сыном и, приняв под свое покровительство весь человеческий род, ходатайствует за него перед Богом.

В некоторых странах Западной Европы этот день является национальным праздником и выходным.

Как и в другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы и совершение молитв. По традиции в этот день принято приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне, в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

В Успение в память о букете роз, который нашли апостолы в гробу вместо тела Девы Марии, верующие освящают цветы, колосья, лекарственные растения. Раньше в австрийских и французских Альпах 15 августа и в последующие дни священники ездили верхом и благословляли луга и скот, собранный вокруг украшенного цветами распятия. В этот же день существует традиция освящения вод морей и океанов, а также рыболовных судов.

В праздник Вознесения дома украшают цветами и травами, устраивают торжественные процессии, богослужения и театральные действа.

У всех католических стран есть свои собственные обычаи отмечания этого праздника.

В частности, в Австрии 15 августа ? государственный праздник и выходной. В этот день верующие издавна благословляли в храмах травы. Количество трав в букетах, которые несли в церковь для освящения, было различно: от девяти до 77. Если такой букет составлялся из девяти сортов трав, то там обязательно должны были быть базилик, тысячелистник, зверобой, валериана, арника, чабрец, коровяк. После праздничной службы освященные букеты трав с благоговением брали домой и хранили до очередного Дня Успения. Пучки трав предписывалось развешивать в домах: в молельном углу, на дверях, притолоках, а также в подсобных помещениях. Эта традиция сохраняется в Австрии до сих пор. С этого дня и до дня Рождества Богоматери (8 сентября) начинался период времени, называемый женское тридцатидневье. Считалось, что в этот период земля получала благословение Божией Матери.