Праздник всех святых, в земле Российской просиявших
6 июня 2010 года
6 июня Русская православная церковь отмечает День всех святых, в земле Российской просиявших.
Ниже приводится справочная информация.
Каждый год Русская православная церковь совершает память "всеблаженных и богомудрых угодников Божиих" - всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней.
Праздник отмечается во вторую неделю по Пятидесятнице, т.е. во второе воскресенье после Троицы. В 2010 году эта дата приходится на 6 июня.
Праздник появился в средине XVI веке, при митрополите Макарии, в период неурегулированного канонического статуса Московской церкви. Вследствие реформ Никона был оставлен. Восстановлен 26 августа 1918 года решением Поместного Собора церкви 1917-1918 годов.
Инициатором восстановления праздника был профессор Петроградского университета Борис Тураев. Он же был соавтором (вместе с иеромонахом Афанасием (Сахаровым) первой редакции Службы праздника (1918).
В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, изданная Московской патриархией, и отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во вторую неделю по Пятидесятнице.
Центральным моментом праздника является прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.
Русские святые, в частности святой Серафим Саровский, Оптинские старцы, руководили духовной и повседневной жизнью мирян. Святые же создавали русскую литературу, начиная с праведных летописцев и заканчивая свв. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским. Они устраивали государственную жизнь - святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Алексий митрополит Московский, патриарх Ермоген; они покоряли и преображали дикую природу - Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Псковские преподобные и многие другие.
В XX веке свершился великий мученический подвиг, отмеченный актами канонизации в 2000 году, когда за один год было прославлено святых больше, чем за 1000 лет христианства на Руси. До этого времени среди русских святых больше всего было преподобных, сейчас же среди небесных заступников России большинство составляют мученики.
В установлении праздника Всем российским святым есть духовный смысл, который заключается в том, чтобы показать человеку этот путь, который приводит его к Богу.