Представители конфессий РФ разошлись в оценке идеи об изменении курса основ религии
8 ноября 2011 года
Представители традиционных конфессий России разошлись в оценке предложения общественного совета при Минобрнауки о радикальном изменении системы преподавания школьного предмета "Основы религиозных культур и светской этики".
Во вторник "Коммерсант" написал, что общественный совет предложил реформировать курс: эксперты считают, что вне зависимости от того, какой модуль школьник выбрал для изучения - ислам, православие, буддизм или иудаизм - ему должны рассказать и о других религиях. С инициативой внести соответствующие изменения в учебную программу члены общественного совета обратились к министру Андрею Фурсенко.
Курс "Основы религиозных культур и светской этики" с апреля 2010 года преподают в 21 регионе РФ. Он включает шесть модулей: православную, исламскую, буддийскую, иудейскую культуры, основы мировых религиозных культур и светскую этику. Школьники изучают на выбор один из модулей.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сказал , что, по его мнению, существующая система преподавания предмета оптимальна.
"Та система, которая предполагает один из шести вариантов, - это единственная жизнеспособная система. Любая другая система приведет не к объединению, а к еще большему разделению, потому что дети из православных или мусульманских детей уже привыкли к возможности изучения ими своей религиозной культуры", - заявил Чаплин .
По словам представителя Русской православной церкви, нет необходимости в рамках этого курса преподавать школьнику, который выбрал модуль с конкретной религией, сразу все религиозные культуры.
"Да, любой человек должен иметь базовые знания обо всех религиях. Но эти знания и так существуют в различных курсах - истории, культурологии, обществознания", - считает Чаплин.
В свою очередь первый зампред Центрального духовного управления мусульман, муфтий Москвы и Центрального региона России, член Общественной палаты РФ Альбир Крганов, напротив, одобрил предложения экспертов.
"Мы являемся многонациональным государством, и делить детей со школьной парты нехорошо", - заявил он .
По словам муфтия, изначально речь шла о создании единого учебника, содержащего информацию обо всех религиях.
Тем не менее Крганов считает, что возможное нововведение не решит проблем, которые существуют сейчас.
"Было бы неплохо, если бы этот предмет вели светские учителя. Но светский учитель так или иначе по своему вероисповеданию будет либо православным, либо мусульманином, либо иудеем, либо буддистом, и будет преподносить предмет в том ключе, который ему близок", - считает муфтий.
Представители иудаизма возможные изменения в курсе также одобряют.
"Эта инициатива оправдана. Еврейская община России с самого начала выступала за то, чтобы предмет был один, и был один учебник по основам всех религий", - сказал представитель главного раввина России по связям с общественными организациями и госструктурами Андрей Глоцер.
Он добавил, что большинство родителей и школьников выбрало для изучения не конкретную религию, а светскую этику и основы мировых религиозных культур.
"Модуль "Основы светской этики" выбрали 42% родителей, модуль "Основы мировых религиозных культур" выбрали 18%, итого - 60%. Остальные курсы выбрало меньшинство. Разумней было бы с самого начала сделать единый курс", - считает Глоцер.
Представитель главного раввина России добавил, что в том случае, если инициатива экспертов будет принята, необходимо будет увеличивать количество часов, отведенных на предмет.
С 2012 года курс "Основы религиозных культур и светской этики" может быть введен во всех российских школах.