Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня
14 августа 2010 года

14 (1 по ст.стилю) августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе называют "Первым медовым Спасом".

Ниже приводдится справочная информация.

Русское название праздника "происхождение" ? неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение".

Праздник Происхождения честных древ Креста Господня был установлен в Константинополе с IX века, где существовал обычай выносить честное древо Креста Господня на площади, улицы, дороги для освящения этих мест, чтобы предупредить эпидемии, которые часто возникали в жарком месяце августе. В греческом часослове 1897 года происхождение этого праздника объясняется так: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии ? Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".

В XII?XIII веках этот праздник утвердился во всех поместных церквях, но в Русской Церкви службы Животворящему Кресту Господню появились лишь в конце XIV ? начале XV веков с введением Иерусалимского устава, до этого, когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа (по старому стилю) не было никакой службы Кресту.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России около 1168 года в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143?1180) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского (1111?1174) с болгарами в 1164 году.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

По церковным канонам, на утрени в храмах во время богослужения совершается вынос Креста на середину храма для поклонения, а после литургии ? крестный ход на воду.

По традиции в этот день на Руси совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника "Спас на воде", или "Мокрый Спас". После водосвятия принято было купаться: "На Спаса купаться ? незамоленные грехи простятся". Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней.

По принятому ныне в Русской Церкви чину, 14 августа (по новому стилю) во всех храмах до или после литургии совершается малое освящение воды. Иногда вместе с освящением воды совершается освящение меда. Именно в этот день пасечники приступают к сбору урожая, и с этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Поэтому в народе праздник получил название "Медовый Спас".

С Медового спаса начинается Успенский пост, который длится до 27 августа. По строгости он приравнивается к Великому.

По народным приметам, на Медовый спас улетают стрижи и ласточки, что считается первым знаком приближающейся осени.

В этот день верующие идут в церковь с букетами полевых трав и цветов. Освященные чабрец, мята, мак должны простоять дома круглый год.