ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
23 апреля 2011 года
120 лет со дня рождения композитора Сергея Прокофьева исполняется 23 апреля.
Ниже приводится биографическая справка.
Русский композитор, пианист и дирижер, народный артист РСФСР Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 года в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины). Отец его был агрономом, управляющим имением, мать занималась домом и воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой и под ее руководством мальчик начал заниматься музыкой, когда ему не исполнилось еще пяти лет. Тогда же он делал первые попытки сочинять музыку. В 6 лет он сочинил циклы маленьких фортепианных пьес, в 9-10 лет - оперы "Великан" и "На пустынных островах". В 11 лет мальчик был представлен музыканту и педагогу Сергею Танееву, который признал у него музыкальный талант и рекомендовал серьезно заниматься музыкой. В течение летних месяцев 1902 - 1903 годов Сергей Прокофьев брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, который тогда только что окончил Московскую консерваторию. Благодаря этим занятиям юный композитор сочинил оперу "Пир во время чумы", симфонию и еще несколько пьес.
В 1904 году в возрасте 13 лет Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка), Николай Черепнин (дирижирование), Анна Есипова (фортепиано), Язеп Витол (музыкально-теоретические дисциплины) и другие.
В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 году - по классу фортепиано.
Еще в годы учебы в консерватории он начал концертную деятельность. Его первое публичное выступление как пианиста, на котором он исполнил собственные произведения, состоялось в декабре 1908 года. В 1914 году, уже оканчивая консерваторию, он сыграл с оркестром свой "Первый фортепианный концерт" и получил почетную премию имени Антона Рубинштейна.
Становление Прокофьева как композитора протекало в обстановке, когда во всех областях искусства происходили поиски новых тем и форм, появлялись новые течения. До 1914 года Сергей Прокофьев был близок раннему русскому авангарду, что заметно по его произведениям консерваторского периода - "Отчаяние", "Наваждение", "Токката", Соната № 2 для фортепиано (все - 1912 года), Концерт для фортепиано с оркестром (1912 - 1913 годы), фортепианный цикл "Сарказмы" (1914).
Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах, его музыкальное мышление было настолько новым, что Прокофьев часто оставался непонятым. Критики называли его "музыкальным футуристом".
С 1914 года Прокофьев много ездил по миру, посетил Францию, Испанию, Англию, Америку, Японию, Кубу, где давал концерты, исполняя собственную музыку. Помимо фортепианной музыки Прокофьев исполнял и оперы, дирижируя оркестрами разных театров.
Произведения, написанные им в 1913-1918 годах, охватывают почти все жанры. В эти годы композитором созданы оперы "Маддалена" (1913) и "Игрок" по Достоевскому (1915-1916), сказка "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано (1914), оркестровая "Скифская сюита" (1914-1915), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915), "Классическая" (первая) симфония (1916-1917), хоровые и камерно-вокальные сочинения - романсы на слова Анны Ахматовой (1916) и другие.
События октября 1917 года заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. С 1918 по 1936 годы он жил за рубежом. Отправившись в 1918 году на гастроли в США, он в 1922 году переселился в Германию, а в 1923 году перебрался в Париж, где провел десять лет. За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер).
В 1921 году в Чикагском театре состоялась премьера его оперы "Любовь к трем апельсинам". В Париже антреприза Сергея Дягилева "Русский балет" поставила его балеты "Стальной скок" (1927) и "Блудный сын" (1928). В 1925-1931 годах появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.
В 1930 году им написана опера "Семен Котко" по повести Валентина Катаева "Я сын трудового народа", а также балет "На Днепре" для театра "Гранд-Опера".
Два раза Сергей Прокофьев приезжал в Россию с концертами. Первый приезд состоялся в 1927 году, второй - в 1929 году.
В 1933 году Прокофьев окончательно вернулся в Россию. В том же году он написал музыку к постановке "Египетские ночи" в московском Камерном театре.
С 1933 года он в течение нескольких лет вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.
В 1930-е годы Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и Волк" для чтеца и оркестра (1936). В последующие годы он много работал в разных жанрах; среди сочинений этого периода - балеты "Ромео и Джульетта" (1935) и "Золушка" (1944); музыка к кинофильмам "Поручик Киже" (1934), "Александр Невский" (1938, в 1939 году на основе музыки к этому фильму Сергей Прокофьев создал монументальную кантату "Александр Невский"), и "Иван Грозный" (1945, после смерти Прокофьева дирижер Абрам Стасевич объединил наиболее значительные эпизоды музыки в ораторию "Иван Грозный").
Весной 1936 года Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве. Перед Великой Отечественной войной он обратился к народной историко-патриотической теме, сочинив кантату "Здравица" (1939).
Летом 1941 года Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где им был написан Струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора).
Во время Великой Отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений. Важнейшей работой этих лет стала опера "Война и мир" по роману Толстого (1941-1952). После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. Была создана комическая опера "Обручение в монастыре" по комедии Шеридана "Дуэнья", балет "Золушка" (1946) и опера "Повесть о настоящем человеке" по повести Бориса Полевого (1947-1948).
В 1948 году Прокофьев подвергся нападкам за "формалистический" стиль музыки и симпатии к "вырождающемуся" искусству Запада.
В конце 1940-х - начале 1950-х годов Сергей Прокофьев создал Девятую сонату для фортепиано (1947), Сонату для виолончели и фортепиано (1949), вокально-симфоническую сюиту "Зимний костер" (1949) и ораторию "На страже мира" на тексты Самуила Маршака (1950), балет "Сказ о каменном цветке" по Павлу Бажову (1948-1950).
За всю свою творческую деятельность Прокофьев написал восемь опер, семь балетов, семь симфоний, девять инструментальных концертов, свыше 30-ти симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.
В 1955-1967 годах были изданы 20 томов собраний его музыкальных сочинений.
Круг интересов композитора был широк - живопись, литература, философия, кино, шахматы. Сергей Прокофьев был очень талантливым шахматистом, он изобрел новую шахматную систему, в которой квадратные доски заменялись шестиугольными. В результате экспериментов появились так называемые "девятерные шахматы Прокофьева".
Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к своим операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 году. В том же году в Москве состоялась презентация полного издания "Дневников" Сергея Прокофьева, которые были изданы в Париже в 2002 году наследниками композитора. Издание состоит из трех томов, объединивших записи композитора с 1907 по 1933 годы. В СССР и России неоднократно переиздавалась "Автобиография" Прокофьева, написанная им после окончательного возвращения на родину; в последний раз она была переиздана в 2007 году.
"Дневники" Сергея Прокофьева легли в основу документального фильма "Прокофьев: Неоконченный дневник", снятого канадским режиссером Иосифом Фейгинбергом.
Музей имени Глинки выпустил три прокофьевских сборника (2004, 2006, 2007).
В ноябре 2009 года в Государственном музее Пушкина в Москве состоялась презентация уникального артефакта, созданного Сергеем Прокофьевым в период с 1916 по 1921 годы, под названием "Деревянная книга Сергея Прокофьева - симфония родственных душ". Это собрание высказываний выдающихся людей. Решив сделать оригинальную книгу автографов, Прокофьев задавал своим респондентам один и тот же вопрос: "Что вы думаете о солнце?". В небольшом альбоме в переплете из двух деревянных дощечек с металлической застежкой и кожаным корешком свои автографы оставили 48 человек: известные художники, музыканты, писатели, близкие друзья и просто знакомые Сергея Прокофьева.
В 1947 году Прокофьев был удостоен звания народного артиста РСФСР; был лауреатом Государственных премий СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951), лауреатом Ленинской премии (1957, посмертно).
Он был членом Национальной академии "Санта-Чечилия" (Италия, 1934), членом Шведской королевской музыкальной академии (1947).
Сергей Прокофьев был женат дважды. С первой женой - Каролиной (Линой) Кодиной-Любера (1897-1989) они поженились в 1923 году. В 1948 году она была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к 20 годам лагерей строгого режима. В 1956 году была реабилитирована и вернулась в Москву, позднее она сумела выехать из СССР. За рубежом занималась основанием Фонда Прокофьева, который затем разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева. Умерла в Германии в 1989 году. От этого брака у Прокофьева два сына - Святослав (род. 1924) и Олег (род. 1928) и внуки.
В 1941 году Прокофьев ушел от Лины и сыновей к Мире Мендельсон (1915 - 1968), на которой женился в 1948 году без оформления развода. Во втором браке детей не было. После смерти Прокофьева Мира завещала весь архив композитора трем государственным учреждениям (Государственному центральному музею музыкальной культуры имени Глинки, Российскому государственному архиву литературы и искусства и Детской музыкальной школе №1 имени Прокофьева) и его сыновьям.
Сергей Прокофьев скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 года в Москве в своей квартире в Камергерском переулке.
В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор М.Л. Петрова). В июне 2008 года был открыт музей-квартира композитора в Камергерском переулке Москвы.
На родине композитора в селе Красное в 1991 году была создана мемориальная зона Прокофьева, центральной частью которой стал музей. Была восстановлена Свято-Петропавловская церковь, в которой крестили будущего музыканта и рядом с которой покоятся останки его сестер и бабушки, а также воздвигнут памятник работы народного художника Украины Василия Полоника. Именем Прокофьева названы концертный зал Донецкой областной филармонии, академический оркестр и музыкальная академия. Не одно десятилетие здесь проходит международный фестиваль "Прокофьевская весна", конкурс молодых пианистов "На родине Сергея Прокофьева".
1991 год в ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения композитора ЮНЕСКО объявил годом Прокофьева.
Согласно завещанию композитора, в год 100-летия со дня его смерти, то есть в 2053 году, будут открыты его последние архивы.