Российские католики вступают в Пасхальное триденствие
21 апреля 2011 года

Российские католики вступают в четверг в Пасхальное триденствие (Sacrum Triduum Paschale), во время которого верующие призваны сосредоточиться на тайне смерти и воскресения Христа.

Как сообщил в среду настоятель московского кафедрального собора священник Иосиф Заневский, главные богослужения Пасхального триденствия возглавит ординарий архиепархии Божией Матери архиепископ Павел Пецци. В четверг месса начнется в 19.30 мск.

Во времена ранней Церкви в Великий четверг служили три мессы: мессу за примирённых (Missa pro reconciliatione), мессу освящения мира и благословения елея (Missa chrismatis) и мессу воспоминания тайной вечери (Мissa ad vesperum). В этот день принимали в церковное общение публично кающихся грешников, поэтому Великий четверг называли "четвергом примирения".

Название мессы освящения мира и благословения елея связано с тем, что наряду с освящением мира во время богослужения проводится благословение елея больных и елея оглашаемых. Елей больных используется для соборования, елей оглашаемых - для помазания катехуменов во времена таинства крещения.

Эта месса служится только один раз в году - в Великий четверг, и совершается только епископом. Однако российским епископам позволено перенести ее на более раннее время, чтобы к четвергу священники могли попасть в свои приходы.

В четверг вечером совершается обряд, который бывает раз в году - по церковной традиции епископ или священник омывает ноги 12 мирянам в воспоминание того, как перед Тайной вечерей Христос омыл ноги своим ученикам. Этот обряд, называемый "Mandatum", был распространен уже в раннем Средневековье в монашеских общинах Запада, а затем перешел в литургию.

В отличие от Русской православной церкви, где патриарх Московский и всея Руси Кирилл омывает ноги священнослужителям, в Католической церкви для этой цели приглашают мирян.

Во время пения гимна "Слава в вышних Богу" в четверг в последний раз будут звучать орган и все колокола, которые "замолчат" до Пасхи.

На мессе Великого четверга освящается большое количество даров, чтобы их хватило на Страстную пятницу, когда месса не совершается. С XI века эти дары помещаются не в ризницу, а в одну из часовен храма для поклонения им после мессы.

Перенесение даров, которое осуществляется во время торжественной процессии после мессы, символизирует заключение Христа в темницу. Затем с алтаря убираются подсвечники, кресты и покрывало, что символизирует снятие одежд с Христа воинами перед Его распятием.

В Великий четверг в латинском обряде существует благочестивая традиция всенощного бдения перед Христом, заключенным в темницу.