Российский лаковая миниатюра без господдержки исчезнет через год-два
15 июня 2012 года

Российский лаковый промысел, оставшийся без господдержки в постсоветские годы, страдает от заполонивших рынок подделок, отсутствия помещений для мастерских и учебных классов и квалифицированных художников, отчего он может прийти в окончательный упадок через год-два, считают эксперты.

В настоящее время лаковой миниатюрой занимаются в Палехе, Федоскино, Холуе и Мстерах.

"Палех разрушается семимильными шагами, уровень работ сейчас крайне низкий. Еще год-два - и вы его не увидите", - сказал на пресс-конференции в в пятницу художник Юрий Голиков, внук основоположника палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова.

По его мнению, это происходит потому, что переделана образовательная программа, поэтому выпускаются художники "неподготовленные или подготовленные крайне низко". По традиции, основным навыкам ремесла обучались через "подсадничество", то есть когда ученик работал рядом с мастером и перенимал у него традиции росписи. В Палехе это сейчас практически невозможно - отдельной мастерской, как рассказал Голиков, у художников больше нет, поэтому они вынуждены работать на дому.

Со своей стороны, директор Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Харламова "Высшая школа народных искусств" Михаил Печкин рассказал, что в Холуе заморожено строительство учебного корпуса - Минобразования перестало выделять деньги.

"Мы строили учебный корпус шесть-семь лет, до 2010 года. Здание построено на 90%, осталось сделать последний шаг, но Минобразования не выделяет средства, ссылаясь на то, что требуется провести корректировку проекта, на которую деньги нам надо находить самим", - сказал он.

Отсутствие базы для передачи опыта от старшего поколения к младшему, по мнению художников, и приводит к утрате традиций лаковой миниатюры. Кроме того, в последнее десятилетие рынок заполонили подделки, которые также снижают качество росписи.

"Сейчас художники стали писать работы на рынок и не думать об искусстве. Эта проблема очень актуальна и бороться с ней без поддержки государства невозможно", - считает Печкин.

По словам руководителя палехской иконописной мастерской Владимира Курилова, промысел в настоящее время выживает исключительно за счет социального заказа по росписи храмов, поэтому большинство палешан занимается иконописью.

"Необходима поддержка государства - например, я недавно расписывал храм и получил 30% от стоимости размещенного заказа. Как правило, тендеры выигрывают московские или петербургские фирмы, которые нанимают нас как субподрядчиков", - рассказал он.

Вместе с тем, директор Музея лакового искусства в Мюнстере Моника Копплин попыталась успокоить мастеров, сказав, что лаковая миниатюра во всем мире переживает определенный кризис, поскольку "эта кропотливая работа не вписывается в скорости, на которых сейчас все живут".

Мюнстерский музей - частный, и в его собрание входят коллекции восточной и европейской лаковой миниатюры, в том числе русской, преимущественно работы старых мастеров.

Отвечая на вопрос о финансовой поддержке современных художников через закупки для музея, Копплин отметила, что они покупают исключительные вещи, а по текущей ситуации такие найти крайне сложно.

Однако именно она стала инициатором проведения в рамках перекрестного года культур России и Германии международного симпозиума, посвященного лаковой миниатюре.

Его проведение намечено на июнь 2013 года на базе Музея декоративно-прикладного искусства, с которым Музей лакового искусства в 2010 году уже делал совместный выставочный проект.

Российские мастера возлагают на симпозиум большие надежды и считают, что он поможет привлечь внимание к существующим проблемам и, главное, поможет их решить.