Русская православная церковь празднует Рождество Христово
7 января 2011 года
Русская православная церковь отмечает в пятницу Рождество Христово - второй по значимости после Пасхи "великий двунадесятый" (один из двенадцати главных) праздник.
В эту ночь патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил праздничное Рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где собрались тысячи верующих.
Праздничные службы проходят во всех действующих храмах России и во многих русских приходах за рубежом (всего в мире насчитывается свыше 29 тысяч приходов РПЦ).
ИСТОРИЯ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА
Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения и каждый должен был записаться именно там, откуда был родом, - праведный Иосиф отправился с обрученной ему Пресвятой Девой Марией в свой родной город Вифлеем.
В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли.
Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, которых известил Ангел. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской.
Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА
По уставу Русской православной церкви, празднику предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней - по 6 января включительно.
В Рождественский сочельник, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к 22.00 идут в храм, где служатся повечерие, утреня и Божественная литургия.
Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник.
После праздничного ночного богослужения 7 января православные поздравляют друг друга со светлым праздником Рождества Христова и разговляются (прекращают пост).
В этот день на Руси традиционно устраивались пышные застолья. Дети ходили по домам с "вертепом" - маленьким ящиком, оклеенным цветной бумагой, в котором с помощью укрепленных на оси кукол разыгрывались сцены на евангельский сюжет о рождении Христа. За это представление, сопровождавшееся пением, дети получали подарки. В некоторых местах, в частности, на Украине, этот обычай сохраняется и по сей день.
Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, которые символизируют вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами.
Праздничные службы в храмах 7 января продолжаются до позднего вечера.
Патриарх Кирилл, по данным его пресс-службы, совершит в 16.00 мск великую вечерню в храме Христа Спасителя, после которой состоится поздравление духовенства.
Вслед за Рождеством по церковному календарю наступают святки - время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам.
На второй день после Рождества Христова, 8 января, когда Церковь отмечает праздник под названием Собор Пресвятой Богородицы, патриарх Кирилл возглавит в 9.30 мск Божественную литургию в исторически главном храме Руси - Успенском соборе Московского Кремля.
РАЗНИЦА В КАЛЕНДАРЯХ
Праздник Рождества Христова в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви, афонские монастыри, католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся Юлианского календаря.
Как сообщил зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, по этому древнему календарю живут четыре поместные православные церкви мира. Разница между ним и Григорианским календарем составляет 13 дней. "Новый стиль" введен в Советской России в 1918 году.
Все остальные 11 православных церквей уже отпраздновали Рождество, как и большинство католиков и протестантов, в ночь на 25 декабря. Но они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым Новоюлианским, который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году.
Календарная реформа, заменившая Юлианский стиль на Григорианский, была предпринята в 16 веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
В 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором в этих же целях, а отчасти и для того, чтобы сделать шаг навстречу англичанам, в то время оккупировавшим Стамбул, было принято решение исправить Юлианский календарь. Русская православная церковь, которая в это время испытывала гонения под властью большевиков, не смогла участвовать в этом совещании.
Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь, но это вызвало протесты в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц. В Греции новый календарь закрепился, хотя и вызвал многочисленные выражения недовольства и даже породил продолжающийся доныне церковный раскол. Кроме того, последовать календарной реформе наотрез отказались афонские монашеские обители и Иерусалимская церковь.
Расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а Новоюлианского - за 40 тысяч лет.
Священнослужители разных христианских конфессий отмечают, что расхождение в дате празднования Рождества не связано с вероучением, а обусловлено лишь отличиями в календарях, которых традиционно придерживается та или иная Церковь.
Кроме того, на определение даты праздника для многих приходов той или иной конфессии и Церкви влияет специфика местности, в которой проживают верующие, и календарные предпочтения большинства местного населения.
Так, Польская православная церковь празднует Рождество по Григорианскому календарю, но на востоке, в Белосточине, где живет большинство польских православных, праздник отмечают 7 января.
Некоторые приходы РПЦ в дальнем зарубежье, состоящие преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю, 25 декабря. Зато многие католики восточного обряда, в частности, Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по Юлианскому календарю, то есть 7 января по новому стилю. Вместе с православным большинством и католиками восточного обряда 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.