"Событие" Набокова станет событием театральной жизни Москвы
25 января 2012 года
Одну из мало известных и редко появляющихся в репертуаре театров пьес Владимира Набокова "Событие" поставил на сцене МХТ имени Чехова молодой и талантливый режиссер Константин Богомолов. И, судя по предпремьерному показу, который проходил в переполненном зале и был встречен аплодисментами и цветами, спектакль ожидает признание и успех.
Официальная премьера состоится 4 февраля.
"Событие" Набоков завершил в конце 1937 года по заказу Русского театра Парижа, премьера состоялась в марте 1938 года. Действие в пьесе происходит в одном из немецких городов предвоенной Германии. Главный герой - художник Алексей Трощейкин, который, как считает исполнитель этой роли Сергей Чонишвили, и есть сам писатель Набоков.
"Пьеса замечательная, с прекрасными ролями, изысканным языком, с тонкой иронией, которую я люблю и которая мне очень близка", - рассказал журналистам перед премьерой режиссер.
По его словам, пьеса содержит много пластов, она очень загадочна. Богомолов признался, что это самый сложный материал, с которым ему довелось работать.
"И я счастлив, что смог его реализовать в том виде, в котором замысливался автором. В процессе репетиций взаимоотношения с этим материалом менялись. Тем не менее, с самого начала было ощущение тех интонаций, за которыми мы шли, как за маяком. Мы не стремились выбирать какую-то главную тему - это тот редкий случай, когда мы полностью стремились подчиниться автору. Набоков создал феноменально гармоничное, я бы даже сказал, программное произведение, которое требует довериться ему целиком", - рассказал режиссер.
Богомолов, известный смелый новатор и экспериментатор, любитель гротеска, использования самых необычных сценических трюков, на этот раз поставил спектакль в спокойной традиционной манере, предложив зрителю больше размышлять. Но не обошлось и без сюрпризов: в программке указывалось, что популярный артист Александр Семчев будет играть женскую роль - тещи художника, писательницы Антонины Опояшиной.
"В этом решении не было желания развлечь или позабавить публику. Здесь мы тоже идем за Набоковым, который неслучайно назвал этот персонаж Антониной Павловной, что напоминает имя русского классика Антона Павловича... Тут такая игра у Набокова, где есть мера иронии, мера жанра, которые мы старались соблюсти", - сказал режиссер.
По его мнению, Семчев тонко и сдержанно ведет свою роль, играя не "тетку", а создавая образ человека не очень счастливого, но достойно и спокойно несущего свое существование. И зрители, привыкшие смеяться при появлении артиста, на этот раз изменили своей привычке.
Набоков рассчитывал на интеллектуальную составляющую своих читателей и театральных зрителей, по мнению Богомолова, он тоже должен обращаться к умному, требовательному и образованному зрителю.
"А если думать, что такого зрителя нет, тогда не надо заниматься театральным делом. Боже упаси, снижать планку, меру требовательности к себе. Я искренне убежден, что такой зритель есть. Беда в том, что он иногда обходит театр стороной, потому что зачастую здесь занижается уровень разговора со зрителем. Надо обязательно возвращать умную думающую публику в театр", - убежден режиссер.
В спектакле заняты такие известные артисты театра и кино, как Сергей Чонишвили, Марина Зудина, Дарья Мороз, Игорь Верник.
Чонишвили, которого режиссер пригласил из "Ленкома", согласился, по его словам, принять это предложение по нескольким причинам.
"Во-первых, потому что это Набоков, к которому я отношусь с большим пиететом и считаю лучшим стилистом 20-го века, во-вторых, потому что это МХТ и, наконец, потому что здесь собралась замечательная команда, с которой не так часто приходится встречаться в работе во главе с Константином Богомоловым", - сказал Чонишвили.
Артист отметил, что ему очень комфортно и интересно в декорациях, созданных художником Ларисой Ломакиной. Это уютная квартира с настоящей обстановкой, по которой так соскучился зритель, где пребывает семья художника. А наверху, над сценой, как бы на втором ярусе - улица предвоенного немецкого города, ее жизнь. И зритель, который может переключать свое внимание, по мнению артиста, не заскучает на спектакле.