Спектакль "Мастер и Маргарита" показали на главной сцене Авиньонского фестиваля
11 июля 2012 года
Спектакль "Мастер и Маргарита" режиссера Саймона Макберни, создателя британского театра Complicite, показали во вторник во дворе авиньонского Папского дворца - на главной сцене Авиньонского театрального фестиваля во Франции.
Двор Папского дворца - одна из самых знаменитых театральных площадок мира. Любой спектакль, попав в это пространство, овеянное магией истории и впитавшее в себя отголоски лучшего театра Европы последних десятилетий, обретает особое звучание. Высокие толстые стены, старинные высокие окна, зрительские трибуны, уходящие ввысь, и первые звезды, усеивающие небо во время спектакля, - все это создает какую-то особую чуткость и подвижность зрительского восприятия. Да и для актеров, наверное, играть во дворе Папского дворца - поворотный момент биографии.
Саймон Макберни, который в этом году также является арт-директором фестиваля, идеально вписал свой спектакль в естественные декорации - в одном из окон периодически появляется Маргарита - курит и наблюдает за тем, что происходит внизу - например, за разговором Понтия Пилата и первосвященника Каиафы. Стены дворца - естественный экран, на который проецируется видео - виды Палестины, карта Москвы, портрет Сталина на собрании Массолита.
Относя события романа к 1939 году, Макберни дает понять, что время здесь - понятие условное, не историческое. На балу у сатаны Маргарита танцует с Гитлером, знамена со свастикой и кадры войны в Ираке мелькают на крутящемся земном шаре, который рассматривают Маргарита и Воланд.
Временную вертикаль Макберни последовательно разрушает, сближая параллельные разновременные пласты романа - линию советской Москвы и древнего Иерусалима. Пилат выкрикивает имя помилованного Варравы, а на экране в ответ ему шумит толпа советских людей из хроники 30-х годов. Пилата, Иешуа, Воланда режиссер сталкивает в одном пространстве с Мастером, Маргаритой и Бездомным - они будто наблюдают друг за другом, договаривая, перехватывая друг у друга слова. Для Макберни разные сюжетные линии Булгакова - это одна история, вплоть до того, что Бездомный зарифмован с Левием Матвеем, а Иуда с Алоизием Могарычем. Бездомный, прижимая к груди печатную машинку, доставшуюся от Мастера, встречает Пилата. Тот просит показать записи, и понятно, что перед нами уже Левий Матвей, первый хроникер земной жизни Христа.
Не боясь иллюстративности и прямолинейности, Макберни продолжает играть в двойников, демонстрируя амбивалентность добра и зла. В самом конце, когда Пилат получает прощение, Воланд, идущий ему навстречу, сбрасывает черный плащ, снимает очки и превращается в Иешуа - голого, худого, изможденного человека с красными следами плетей на спине.
На вытянутом сценическом помосте почти нет декораций - лишь стулья и стеклянная будка, которая в спектакле Макберни - и киоск с абрикосовой, и роковой трамвай, переехавший Берлиоза. Отрезанная голова здесь - спелый арбуз, который с хрустом разрубает кто-то из нечистой силы. Все остальное здесь сделано с помощью видео - Маргарита лишь приседает на сцене, а кажется, будто она сидит на подоконнике, готовясь к прыжку. Распрямляет руки, ее подхватывают несколько человек, и вот она уже несется над темной бездной.
Есть еще койка с железной спинкой и ширмой - белое пристанище Ивана Бездомного и Мастера, психиатрическая клиника профессора Стравинского. Белая ширма - это еще и театр теней с четко очерченными силуэтами героев.
Атмосфера двора Папского дворца дарит спектаклю мрачную торжественность и одновременно какую-то трогательность - маленькие фигурки персонажей на фоне гигантских стен кажутся одинокими и беспомощными. Впрочем, если Мастеру, Маргарите, Бездомному такой масштаб на руку, то нечистая сила в спектакле Макберни кажется несколько декоративной. Вполне традиционный Воланд окружен персонажами-фриками, сливающимися в какую-то общую массу, на фоне которой выделяется нелепый Кот - игрушечный, долговязый, из черной клочковатой шерсти, с красными пластмассовыми горящими глазами. Его держит за шею Гелла, его озвучивают женским голосом - будто Бегемот пришел в этот спектакль из советского ТЮЗа.
Мастер здесь превратился в истерического неврастеника, высокий голос которого то и дело срывается в слезливую интонацию, а в Маргарите в черном платье с черным каре появилось что-то готическое. В их любовь, здесь приобретшей привкус банальной мелодрамы, поверить трудно, и главными, наиболее сложными героями спектакля становятся Иван Бездомный и Понтий Пилат.
В Иване Бездомном, зарифмованном с Левием Матвеем, нет ничего от простодушного растяпы, каким обычно его изображают. Он не очень молод, вдумчив и добр - ему режиссер отдал слова, поясняющие судьбу романа Булгакова, и ему доверил написать продолжение после ухода Мастера. У Макберни очень четко проявлена связь, духовная близость Бездомного с Мастером.
Понтий Пилат в спектакле, как и в романе Мастера - самый трагический персонаж - его скрюченная фигура с прижатой к плечу головой говорит о полном, душевном и физическом изнеможении. Видео не раз выхватывает его глаза, вокруг которых собираются в ручейки струйки пота. В спектакле Макберни Пилат - скорее философ-скептик, нежели властный правитель.
Для русского зрителя спектакль Макберни - очевидно иностранный продукт - здесь все время немного подчеркивают экзотичность романа - то иронично поясняя значение слов "У Грибоедова", то фантазируя, как бы могло выглядеть кабаре в советской России. В сцене сеанса черной магии в огромном дворе Папского дворца загорается свет в зале - зрители видят лица друг друга, а потом себя на экране. Воланд обращается не к публике 30-х, а к зрителю сегодняшнему, насмешливо добавляя к перечисленным у Булгакова достижениям научно-технического прогресса айподы и айпады. Впрочем, и в этой сцене спектакль останавливается в нерешительности, лишь слегка заигрывая с публикой. Забавляясь "интерактивом", он снова уводит действие на сцену и как будто забывает о зрителе, становясь игрушечным, сжимаясь до размеров сценической площадки.
Авиньонский фестиваль, который в этом году проходит в 66-й раз, стартовал 7 июля и продлится три недели. Каждый год этот театральный форум собирает лучшие спектакли, созданные в разных уголках Европы. Арт-директором, сформировавшим программу нынешнего фестиваля, стал режиссер Саймон Макберни - основатель знаменитого театра "Комплисите".
В основной программе этого года - целый ряд тех, кого смело можно включить в десятку лучших театральных режиссеров мира. Среди них: Ромео Кастеллуччи, Томас Остермайер, Кристоф Марталер, Жозеф Надж, Кэтти Митчелл, Корнель Мундруцо, Стефан Брауншвейг.
Помимо основной программы, традиционно Авиньонский фестиваль - это и множество дополнительных смотров. В этом году Авиньон представит программу "Двадцать пятый час", позволяющую увидеть персональные проекты актеров, занятых в спектаклях основной программы, а также целый ряд выставок и концертов.