Столичный Театр Сергея Женовача открывает сезон премьерой спектакля "Москва-Петушки"
15 сентября 2012 года
Московский театр "Студия театрального искусства" (СТИ) открывает свой новый сезон постановкой "Москва-Петушки" своего руководителя режиссера Сергея Женовача.
На вопрос о том, как возникла идея спектакля по Венедикту Ерофееву, Женовач ранее ответил , что "все происходит с одной стороны случайно, а с другой - в свое время".
"В юности, я, например, не очень понимал Платонова, но наступил момент, когда я его почувствовал, и захотел поставить. Так и с Ерофеевым. Возможно, я только сейчас начинаю постигать глубину этой поэмы, которая, конечно же, не про то, как люди пьют и ругаются матом. Кстати говоря, на фоне нынешней современной литературы, где авторы используют эту лексику, Венедикт Ерофеев выглядит просто учеником-отличником. Это произведение, которое поменяло мировоззрение многих людей, это миф об одиночестве, - считает он. - Что касается матершины, то это часть нашей жизни, истории, культуры, русского языка, и никуда мы от этого не денемся. Грязь возникает только тогда, когда матерные слова направлены на оскорбление, унижение чести и достоинства другого человека".
Женовач также отметил, что считает прозу Ерофеева "продолжением традиций русской и мировой литературы".
"Мир, который он создал в романе "Москва-Петушки" - это такая мистификация, тонкая и умная игра, где он как бы описывает свою собственную жизнь после смерти, - сказал он. - Здесь одиночество умного интеллигентного честного человека, лишнего и ненужного в России. Найти театральную форму, сценическое пространство, язык, который позволит воплотить это произведение в театре - самое трудное".
Еще при жизни Ерофеева многие пытались это сделать. Как рассказал Женовач, выдающийся сценограф Давид Боровский мечтал создать спектакль по Ерофееву в театре на Таганке. По его словам, это был потрясающий замысел, где роль Венички должен был сыграть Иван Бортник. Спектакль, однако, так никогда и не вышел. Остались лишь рисунки и эскизы.
"Работа над таким произведением, как "Москва-Петушки" - очень важное испытание для актеров "Студии". Хочется, чтобы они по-настоящему прочувствовали и передали зрителям ерофеевское мировосприятие и миропонимание. Конечно, это театр, условность, мир иллюзий. Но это проза, в которую ты веришь и чувствуешь, что, может быть, она правдивее, чем сама реальность", - считает режиссер.
Повесть "Москва-Петушки" написана в период с 1969 по 1970 год. Сам Ерофеев считал это произведение самым удачным из всего написанного.
"Читаю и смеюсь, как дитя. Сегодня, пожалуй, так написать не смог бы. Тогда на меня нахлынуло. Я написал эту повесть за 5 недель", - сказал Венедикт Ерофеев в одном из своих интервью.