Суд отклонил жалобу "Союзплодоимпорта" в споре по коньяку "Московский"
19 июля 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в понедельник отклонил жалобу ФКП "Союзплодоимпорт" на решение арбитража Москвы, который отказался взыскать по его иску с ОАО "Московский винно-коньячный завод "КиН" и ООО "АК" 398,552 миллиона рублей убытков по лицензионному договору на выпуск коньяка "Московский", сообщил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) представитель "Союзплодоимпорта".
Собеседник агентства заявил, что после получения полного текста постановления суда апелляционной инстанции истец намерен подать кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Комментариями ответчика РАПСИ не располагает.
Федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт", обладатель прав на бренд "Московский", обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании указанной суммы убытков, возникших в связи с неисполнением ответчиками лицензионного соглашения. Суд первой инстанции требования отклонил в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ФКП "Союзплодоимпорт" и ООО "АК" заключили в 2005 году договор, по которому истец передал ответчику право на использование бренда "Московский" в течение десяти лет. ООО "АК" обязался осуществлять рекламу товарного знака, обеспечивать инвестиционные расходы в объеме не менее 350 тысяч долларов год, уплачивать роялти и обеспечить производство продукции в объеме не менее 750 тысяч декалитров в год. При этом сумма роялти составляла 7,5 миллиона рублей в год.
Позже ООО "АК", не являющееся производителем коньячной продукции, заключило сублицензионный договор с ОАО МВКЗ "КиН".
Истец заявил в суде, что с начала 2009 года инвестиционные расходы на развитие товарного знака ответчики сократили вдвое, а 1 июля 2009 года прекратили вовсе. Производство коньяка "Московский" с марта 2009 года было практически остановлено - в третьем квартале соответчики выпустили 19,169 тысяч литров вместо 1,875 миллиона литров, как предусматривалось договором, то есть в 98 раз меньше, отметил истец.
По мнению ФКП "Союзплодоимпорт", соответчики развивали свой бренд "КиНовский" в ущерб бренду "Московский".
Истец заявил, что "действия ответчиков привели к существенному снижению доли рынка, традиционно занимаемой лидером коньячного рынка - коньяком "Московский", а государственный бюджет недополучил роялти от целевого использования "Союзплодоимпортом" государственных товарных знаков".
Однако суд установил, что сублицензионный договор между ответчиками не предусматривает какой-либо ответственности ОАО "МВКЗ "КиН" перед истцом за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора и не определяет солидарной ответственности с ООО "АК" перед истцом.
Суд также отклонил довод истца о том, что в силу заключенного им лицензионного договора в период его действия он был ограничен в возможности самостоятельно производить и продавать продукцию под товарным знаком "Московский", чем злоупотребил ответчик, снизив производство товаров под этим брендом и заместив их своими товарами.
Как указал суд первой инстанции, "для осуществления деятельности, об ограничении которой заявляет истец, ему необходимо было иметь лицензию", а ФКП "Союзполодоимпорт" не представил доказательств, что с момента создания по настоящее время он имеет лицензию на осуществление производства алкогольной продукции или ее оборота.
Суд в своем решении отметил также, что ОАО "МВКЗ "КиН" впервые ввело в гражданский оборот слово "Московский" в апреле 1998 года для обозначения алкогольной продукции, зарегистрировав в Департаменте пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства РФ технологическую инструкцию по производству коньяка "Московский".
"Учитывая, что истцом не доказан размер убытков, вина ответчиков и наличие причинной связи между действиями ответчиков и наступившими последствиями, оснований для взыскания 398,552миллиона рублей у суда не имеется", - указала в решении судья Наталья Карева.
ФКП "Союзплодоимпорт" создано 9 апреля 2002 года по распоряжению правительства РФ. Сфера деятельности - организация производства, дистрибуции продовольственных продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков под товарными знаками, принадлежащими РФ, как в России, так и на международных рынках. "Союзплодоимпорт" владеет 17 товарными знаками на традиционные русские настойки, водки, в том числе Stolichnaya и Moskovskaya, шампанские и игристые вина.
Московский винно-коньячный завод "КиН" входит в группу "КиН", которая производит широкий ассортимент алкогольной продукции: французские коньяки, бренди от до трех до десяти лет выдержки, водки, сладкие настойки.