Суд вернется к иску к Роспатенту по бренду "Московский"
7 сентября 2010 года

Арбитражный суд Москвы во вторник проведет предварительное заседание по иску ОАО "Московский винно-коньячный завод (МВКЗ) "КиН" о признании недействительным решением Роспатента, подтвердившее право ФКП "Союзплодоимпорт" на товарный знак "Московский".

На прошлом заседании сообщалось, что суд не смог уведомить надлежащим образом заявителя по делу - завод "КиН". Перерыв был объявлен для дополнительного извещения заявителя.

Роспатент зарегистрировал права Федерального казенного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт" на товарный знак "Московский" в 2004 году. Знак представляет собой этикетку коньяка "Московский" - сужающейся книзу формы с выпуклостью в верхней части, выполненную в бордовом цвете с рябью и обрамленную золотистой каймой. В центре этикетки на декоративной ленте белого цвета с золотистым обрамлением расположено слово "Московский". Выше находится эмблема "СПИ" размещенная внутри окружности. Вокруг эмблемы и под лентой расположена надпись "Федеральное казенное Предприятие "Союзплодоимпорт".

МВКЗ "КиН" в 2009 году подал свои возражения на его регистрацию. По мнению МВКЗ "КиН", правовая охрана товарному знаку предоставлена незаконно, поскольку словесный элемент "Московский" является неохраняемым элементом. Указывая на место производства товара, он является описательным, в силу чего не обладает различительной способностью.

МВКЗ "КиН" указал также, что словесный элемент "Федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт" вводит потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара, так как "правообладатель не является производителем".

Роспатент отклонил возражения МВКЗ "КиН" на регистрацию оспариваемого товарного знака. Ведомство, в частности, отметило в своем решении, что "правообладатель и лицо, подавшее возражение, состояли в хозяйственных отношениях с 2005 года".

"Таким образом, лицо, подавшее возражение, должно было знать о регистрации спорного знака существенно раньше даты подачи возражения, однако правом на оспаривание регистрации воспользовалось после того, как продукция с использованием элемента "Московский" была введена в гражданский оборот и стала узнаваема потребителем", - говорится в решении Роспатента.

СУД ИЗ-ЗА МАЛОГО ВЫПУСКА КОНЬЯКА

Девятый арбитражный апелляционный суд 19 июля отклонил жалобу ФКП "Союзплодоимпорт" на решение арбитража Москвы, который отказался взыскать по его иску с МВКЗ "КиН" и ООО "АК" 398,552 миллиона рублей убытков по лицензионному договору на выпуск коньяка "Московский".

ФКП "Союзплодоимпорт", обладатель прав на бренд "Московский", обратилось в арбитраж Москвы с иском о взыскании убытков, возникших в связи с неисполнением ответчиками лицензионного соглашения. Суд первой инстанции требования отклонил в полном объеме.

Как следует из материалов дела, ФКП "Союзплодоимпорт" и ООО "АК" заключили в 2005 году договор, по которому истец передал ответчику право на использование бренда "Московский" в течение десяти лет. ООО "АК" обязался осуществлять рекламу товарного знака, обеспечивать инвестиционные расходы в объеме не менее 350 тысяч долларов год, уплачивать роялти и обеспечить производство продукции в объеме не менее 750 тысяч декалитров в год. При этом сумма роялти составляла 7,5 миллиона рублей в год.

Позже ООО "АК", не являющееся производителем коньячной продукции, заключило сублицензионный договор с МВКЗ "КиН".

Истец заявил в суде, что производство коньяка "Московский" с марта 2009 года было практически остановлено - в третьем квартале соответчики выпустили 19,169 тысячи литров вместо 1,875 миллиона литров, как предусматривалось договором, то есть в 98 раз меньше, отметил истец. По мнению ФКП "Союзплодоимпорт", соответчики развивали свой бренд "КиНовский" в ущерб бренду "Московский".

Однако суд установил, что сублицензионный договор между ответчиками не предусматривает какой-либо ответственности ОАО "МВКЗ "КиН" перед истцом за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора и не определяет солидарной ответственности с ООО "АК" перед истцом.

Суд также отклонил довод истца о том, что в силу заключенного лицензионного договора он был ограничен в возможности самостоятельно производить и продавать продукцию под товарным знаком "Московский".

Как указал суд первой инстанции, ФКП "Союзплодоимпорт" не представил доказательств, что с момента создания по настоящее время он имеет лицензию на производство алкогольной продукции или ее оборота.

ФКП "Союзплодоимпорт" создано 9 апреля 2002 года по распоряжению правительства РФ. Сфера деятельности - организация производства, дистрибуции продовольственных продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков под товарными знаками, принадлежащими РФ, как в России, так и на международных рынках. "Союзплодоимпорт" владеет 17 товарными знаками на традиционные русские настойки, водки, в том числе Stolichnaya и Moskovskaya, шампанские и игристые вина.

Московский винно-коньячный завод "КиН" входит в группу "КиН", которая производит широкий ассортимент алкогольной продукции: французские коньяки, бренди от трех до десяти лет выдержки, водки, сладкие настойки.