Свадебные традиции в Красную горку
1 мая 2011 года
Первое воскресенье (восьмой день) после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой, которая в этом году попадает на 1 мая.
Ниже приводится справочная информация о свадебных традициях в Красную горку.
В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения.
С распространением христианства праздник был приурочен к первому воскресенью после Пасхи.
В церковном календаре этот день называется Антипасхой или Фоминой неделей. Церковь вспоминает апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть.
С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье - первый день после Великого Поста, когда в церкви разрешены венчания.
Красная горка - праздник молодежи, начинавшийся детскими играми, хороводами, песнями; первое весеннее гулянье девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - "красная" (т.е. красивая) горка.
В некоторых местностях России к Красной горке приурочивались свадьбы, в других местах Красная горка начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.
По народному календарю в этот день все девушки и молодые женщины, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки ("закликали" или "заигрывали" весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день шло усиленное сватовство и происходили свадьбы, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.
Юношу и девушку, которые были сосватаны на Красную горку, называли "вьюнец" и "вьюница", к их домам приходили шумной гурьбой, друзья пели песни, за что угощались вкусным съестным.
В этот день также не давали покоя молодым супругам. Народ ходил "окликать" молодых, поженившихся в течение последнего года, при этом пелись венчальные песни и славили супругов, которые в благодарность выносили им угощенье - традиционные яйца и стопочку.
В наши дни свадьбы на Красную горку чаще всего отмечаются в народных традициях. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.
Так как Красная горка неразрывно связана с последним днем православной Пасхи, кроме обычных угощений на свадебном банкете раздают маленькие пасхальные куличи. Свадебный торт можно также оформить как кулич.
Часто на такой свадьбе вспоминают о свадебных хороводах.
Одним из интересных обрядов Красной горки можно назвать выпускание жаворонков - это белорусская традиция, которую в последнее время перенимают и в России, особенно в северо-западной части. Вместо жаворонков можно взять настоящих голубей, а можно слепить бумажные самолетики. Их запускают в небо со словами: "Жавороночки, улетите! Светлое солнышко принесите! А зиму заберите, она надоела - весь хлебушек съела. Принесите радость, унесите скуку!".
В некоторых областях Красная горка считается поминальным днем, поэтому новобрачным желательно посетить кладбище. Обычно все гости остаются у входа, а внутрь идут только супруги.
По данным московского управления ЗАГС, в 2011 году больше всего заявлений - более 1,1 тысячи - было подано на 30 апреля. При этом с 28 по 30 апреля 49 пар собирались регистрировать свой брак не в учреждениях ЗАГС, а в городских усадьбах и музеях.
В 2008 году на Красную горку поженились 4 тысячи пар, а в 2010 году - почти в два раза меньше из-за ранней Пасхи.