Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских
19 декабря 2010 года
День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских отмечает Православная церковь 19 декабря.
Ниже приводится справочная информация.
Православные христиане отмечают два праздника Николая в году - первый весенний 22 мая (9 мая по старому стилю) и второй зимний 19 декабря (6 декабря по старому стилю).
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары в Ликии (историческая область в Малой Азии, ныне - территория Турции) в семье состоятельных родителей-христиан Феофана и Нонны. До глубокой старости они не имели детей и в непрестанной молитве просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: родился сын, который при крещении получил имя Николай, что значит по-гречески "побеждающий народ".
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Юноша воспитывался под руководством своего дяди - епископа Патарского, который радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, назначил его чтецом, а затем возвел в сан священника, сделав своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.
Николай отличался любовью и состраданием к людям, помогал нищим и обездоленным, раздавая почти все получаемые деньги и даже свое состояние, которое он унаследовал после смерти родителей, он отдал на нужды благотворительности. Себе он оставлял только самое необходимое. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния. За кротость и доброту святитель Николай снискал огромную любовь народа.
После кончины архиепископа Иоанна, Николай был избран епископом Мир Ликийских, после того как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Став епископом, Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости и любви к людям.
Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. Гонения 303-311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.
Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. При приходе к власти равноапостольного Константина, святитель Николай возвратился к своей пастве.
Несмотря на великую кротость духа, Николай, согласно тексту его жития, был ревностным воином Церкви Христовой. Он обращал в прах языческие капища и сокрушал идолов. В 325 году святитель Николай был участником I-ого Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры. В то время распространялась ересь Ария, который отвергал божество Христа и не признавал Его Единосущным Отцу. Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок неподобающим и лишили святителя Николая архиерейского сана и заключили его в тюремную башню. Но вскоре многие из них имели видение, когда Сам Господь и Богоматерь посвятили святого в епископы, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, поняв, что поступок Николая угоден Богу, восстановили его в святительском сане.
Еще при жизни Николай совершал много чудес. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении.
По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в город Миры и продать там жито.
Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.
Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Поэтому Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с легендой, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он спас жизнь моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм. По другой легенде, Николай подбросил одному обедневшему дворянину два мешка золота в окно и немного монет в печную трубу, желая помочь ему таким образом сосватать дочь. На следующее утро девушка, проснувшись, заметила за камином золотые, а её обрадованный отец не знал, кого за них благодарить. Так, по преданию, родилась традиция обмена рождественскими подарками.
Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и от них исцелилось множество людей.
В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей и сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
В 792 году халиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар (современное название Бари), расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.
В 1087 году одному священнику апулийского города Бари явился святитель и сказал, чтобы перенесли его мощи из Мир Ликийских в этот город. Горожане немедленно снарядили три корабля и отправили их за мощами. Чтобы скрыть цель своего путешествия, корабли нагрузили пшеницей, а по пути получили известие, что венецианские купцы также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святого в Венецию. Попутный ветер благоприятствовал барийцам. Достигнув берегов Ликии, они проникли в церковь и осуществили свое намерение. Сначала им помогал плыть домой попутный ветер, но на следующий день ветер переменился и повернул корабль по направлению к городу Патарам, родине святителя Николая. Испуганные барийцы стали опасаться, точно ли это мощи архиепископа Николая, не прогневали ли они его своим смелым поступком. И только когда пятеро из них признались, что взяли себе частицу мощей святого угодника, море успокоилось и подул благоприятный ветер. С тех пор их путь продолжался счастливо. 8 мая корабли приплыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. А через год в городе была построена церковь во имя святителя Николая, которую освятил папа Урбан Второй.
Мощи Николая Чудотворца и поныне хранятся в Бари в белоснежной базилике Сан Сабино, храме романского стиля ХII века. В последние десятилетия россияне получили возможность паломничества в Италию, и, соответственно, там увеличился спрос на иконы, освященные у мощей, вырос интерес к православию в целом. Поэтому в итальянском городе Паччоли был открыт Центр изучения русской иконы.
Сегодня даже турки-мусульмане испытывают глубокое уважение к святителю Николаю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот Святой.
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин. Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.
Много чудотворных икон святителя были созданы в России и принесены из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения врагов.
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая). В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Греческая и Армянская Церкви не признали праздника, поскольку считали, что перенесение мощей из Миры в Бари произошло насильственным путем.
Русская Православная Церковь установила празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. В российской народной традиции этот праздник называли "Никола Вешний", а отмечаемый зимой 19 декабря по новому стилю праздник в память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - "Никола зимний". По существовавшему поверью 19 декабря Николай Угодник спускается с небес и обходит Землю русскую из конца в конец за один день, и разбегаются от него все духи тьмы. В народном сознании Николай Угодник выступает как крестьянский и вообще как народный святой. Он - помощник и в ратном и в крестьянском деле: "Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает". Он - избавитель от всяких зол, устроитель брачных уз и супружеского счастья, "на всякий час помогает", "Николай на пороге - помогай мне в дороге".
Праздник Николая Угодника в народе назывался Никольщиной. Крестьяне всего села варили пиво, ставили всем миром в церкви свечу и правили молебен о ниспослании на них всех благ. После чего начиналось угощенье поселян брагой, пивом, пирогами. Остатки раздавались нищим. Этот день вошел в массу пословиц и поговорок: "Красна Никольщина пивом да пирогами".
Девятнадцатого декабря в старину был первым днем хлебного торга. Говорили: "Никольский торг всему указ", или "Цены на хлеб строит Никольский торг". Зимний Никола ведет никольские морозы. "Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!" "Хвали зиму после Николина дня!".