Традиции празднования Пасхи разными христианскими конфессиями
24 апреля 2011 года

#СПРАВКА - Традиции празднования Пасхи разными христианскими конфессиями#

МОСКВА, 24 апр - . Христиане всех конфессий отмечают в воскресенье Пасху.

Ниже приводится справочная информация о традициях празднования Пасхи разными христианскими конфессиями.

В 2011 году Светлое Христово Воскресение (Пасху) одновременно празднует 24 апреля весь христианский мир - Русская Православная Церковь, Протестантская Церковь, Католическая Церковь и Армянская Апостольская Церковь.

Такое совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет. В 2010 году православные, католики и протестанты отмечали ее 4 апреля. До этого христианские Пасхи совпадали в 2007-м, в 2004 -м, а еще раньше - в 2001 году. Затем Пасхи совпадут в 2014 и 2017 гг.

Для всех христианских конфессий Пасха - самый главный праздник христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте. Его смерть воспринимается как искупление грехов мира, а воскресение - как победа над силой зла и дарование Богом вечной жизни.

В праздновании Пасхи в различных конфессиях есть как отличия, так и много общих традиций.

Издавна во многих христианских конфессиях принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. В христианской традиции яйцо символизирует воскрешение Христа, торжество жизни, пробивающей твердую скорлупу смерти. О том, почему на Пасху красят яйца, существует несколько версий, по одной из которых Мария Магдалина, пришедшая в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, подарила ему простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным". На глазах императора яйцо покраснело, свидетельствуя истинность христианской веры.

Если яйца красят повсюду, то в остальных блюдах царит куда большее разнообразие. Правда, это связано не столько с разными конфессиями, сколько с местными кулинарными изысками. В России это "куличи и пасхи", в Англии и вообще Европе - запеченный барашек как символ жертвенности Христа, в Италии "кассата" - бисквит со сладким сыром и хлеб, в который яйца вплетают прямо в скорлупе, в Греции - суп из овечьего рубца с яично-лимонным соусом и сладкий пасхальный хлеб, в Чехии - "мазанец" - сладкая булка с изюмом и миндалем и так далее.

Существуют различия не только в кулинарных традициях, но и в самой пасхальной службе.

В Православной церкви Пасхальное богослужение совершается ночью. Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, а затем совершается крестный ход, символизирующий шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса (с греческого - "квасной хлеб"). Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное средство от болезней и немощей.

У православных главные пасхальные блюда - кулич и пасха (кулич - это сдобный высокий хлеб цилиндрической формы, украшенный глазурью, маком, изюмом, а пасха - это творожное блюдо, спрессованное в виде усеченной пирамиды). У православных принято на Пасху приветствовать друг друга словам "Христос Воскресе!", в ответ говорить "Воистину Воскресе!" и дарить друг другу крашеные яйца.

В Католической церкви торжественное богослужение называется навечерие Пасхи.

Во время литургии во дворе храма разжигается большой костер, от которого зажигается большая пасхальная свеча - Пасхал, символизирующая воскресение Христа. Эту свечу священник вносит в темный храм, и прихожане от нее зажигают свои свечи. После полуночи начинается торжественная литургия - праздник в честь уже свершившегося воскрешения. В первые века у западных христиан существовал обычай совершать в пасхальную ночь таинство Крещения и по сей день в католической церкви освящение воды и таинство Крещения совершается во время пасхального богослужения перед началом литургии.

Католики, в отличие от других конфессий, освящают не только яйца, но и другие яства для праздничной трапезы: мясо, копчености, вино. Многие прихожане приносят освятить агнца из теста, политого белой глазурью.

Издавна главным пасхальным блюдом у католиков была баранина и куриный суп с лапшой. Также к празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.

У католиков помимо яиц принято обмениваться подарками, в том числе разнообразными сластями в форме кроликов. Пасхальный кролик стал неотъемлемым атрибутом праздника в XVI веке - сначала в Германии, а затем и по всему миру. Считается, что именно кролик несет пасхальные яйца, потому что курица - недостаточно чистое животное.

У католиков также существует обычай на утро Пасхи прятать пасхальные яйца. Проснувшись, дети отправляются на поиски спрятанного в доме "гнезда" пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. В игре принимают участие и взрослые.

В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

По сравнению с православным и католическим богослужением пасхальное служение многих протестантских традиций выглядит простым и лишенным эффектных ритуалов. Протестантские обряды включают в себя крещение и причастие (или Тайную вечерю), а также пасхальную заутреню (в память Марии Магдалины, прибывшей к пустому гробу "рано, еще затемно") и специальные псалмы и песни.

В традиционных протестантских течениях - лютеранстве, англиканстве и других - пасхальные праздники являются кульминацией богослужебного года. Некоторые деноминации, в том числе и ранние реформаторские церкви (кальвинисты) отвергают празднование Пасхи как испорченное языческим влиянием (также как Рождество).

Если в западных странах для протестантов главным праздником является Рождество Христово, то в России многие лютеране считают главным праздником в церкви Пасху.

В лютеранских храмах чин богослужения разнится в разных странах, областях, а иногда и в пределах одной области - от очень пышных богослужений в Швеции, до крайне аскетичных - в центральных землях Германии.

Пасхальное богослужение начинается в Пасхальную субботу, незадолго до полуночи. Особое внимание в этой службе уделяется огню и воде. В темную церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная начальной и конечной буквами греческого алфавита (альфа и омега). В соответствии со словами Христа ("Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец"), они символизируют то, что в его руках находится начало и конец жизни каждого христианина.

В некоторых лютеранских и англиканских церковных традициях во время ночной службы происходит "благословение нового огня", зажжение пасхальной свечи, чтение отрывков из Священного Писания, за чем следует благословение купели, обряды крещения и пасхальная месса.

Главный символ протестантской Пасхи - пустая гробница. Пустая она, потому что Иисус воскрес.

Во второй половине воскресенья протестанты отмечают праздник Пасхи концертом.

Пасхальный обед у протестантов, как и в любой праздничный день, отличается обилием блюд. На первое подают куриный суп с лапшой, которую к праздничному обеду готовят заранее. На пасхальном столе обязательно должны быть яйца, сыр, масло. К празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.

Дети в этот день ищут спрятанные накануне родителями подарки - дары пасхального зайца, как правило, это крашеные яйца самых невообразимых цветов и оттенков.

В Армянской Апостольской Церкви Пасха, которую называют "Затик", является одним из самых крупных церковных праздников и имеет особые, сформированные в течение веков и уникальные для каждой области страны традиции празднования.

Пасхальные яйца красят субботним вечером и только в красный цвет - символ пролитой крови Христа. Святой Армянской Апостольской церкви Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: "Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой - воздух, белок - воду, желток - землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа".

Накануне вечером в церквях служат Св. Литургию Сочельника, и пасхальные торжества начинаются. В воскресенье утром совершается богослужение Пасхальной Заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. Литургию.

Приветствуя друг друга в день Пасхи, армянские христиане говорят друг другу: "Христос воскрес из мертвых" и отвечают: "Благословенно Воскресение Христово".

В этот день армянские хозяйки подают кутап - тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком. В обязательном порядке подаются блюда из рыбы, как символ этого дня, а также выпечка - гата. В блюда непременно добавляют сушеные листья пряного растения алаязы (спитак банджар), поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения.