Венецианская арт-биеннале приступает к просвещению наций
1 июня 2011 года

Начало июня в нечетные годы - время, когда музейно-галерейная жизнь по всему миру приостанавливается. Ни в Америке, ни в Европе на эти дни стараются не назначать новых выставок, поскольку публика, ходящая по вернисажам, отбывает на Венецианскую биеннале, самый главный в мире арт-смотр с давними традициями.

Одна из них - многосложная структура: проект состоит из основной экспозиции, которая размещается в Арсенале, национальных павильонов, расположенных в садах Джардини (Giardini), и параллельных программ, рассыпанных по всему городу. В этом году в их число включены два российских проекта - Эрмитажа и ММСИ.

С 1 по 3 июня выставки 54-й Венецианской арт-биеннале смогут увидеть только аккредитованные специалисты, а с 4 июня по 27 ноября - все желающие.

СВЕТ НАЦИЙ

Куратор нынешней биеннале, швейцарка Биче Куригер, убеждена, что имеет дела с важнейшей в мире площадкой для распространения и освещения новых художественных тенденций, зарождающихся в разных странах. Поэтому свой проект она назвала ILLUMInations (ИЛЛЮМИнации) - это контаминация двух слов: "просвещение", "освещение" и "нации", "народности".

Неожиданным на первый взгляд стало включение в главную выставку трех полотен далеко не современного венецианца Тинторетто. Куригер же считает, что ничего странного в этом нет: его светоносная живопись созвучна теме основного проекта и показывает преемственность в искусстве.

Компанию живописцу Чинквеченто составляют Синди Шерман, Петер Фишли и Дэвид Вайс, Пипилотти Рист и другие авторы, числом более 70.

Куратор считает себя обязанной давать путевку в жизнь молодым и второй шанс забытым художникам, поэтому треть участников главной выставки - не старше 35 лет (в их числе - россиянка Аня Титова), а параллельно там появились не самые известные авторы минувших эпох. Среди них есть, в частности, эфиопский маг Гедевон (1939-1995), рисунки которого, выполненные карандашом и шариковой ручкой, напомнили Куригер иллюстрированные средневековые манускрипты (по-английски они называются illuminated manuscritps).

Вторая инновация Куригер - так называемые парапавильоны: сооружения, которые одни художники строят, чтобы разместить там работы других. Например, получивший в этом году "Золотого льва" за вклад в искусство австрийский художник Франц Вест решил создать вывернутую наизнанку версию собственной кухни: на наружных стенах будут висеть рисунки, записки и фотографии, которые он ежедневно наблюдает у себя дома в Вене.

ГРОЙС И ПУСТОТА

На 54-й биеннале свои национальные выставки устраивает рекордное число стран - 89. У самых старых участников - в том числе и у России - есть собственные павильоны в садах Джардини, остальные находят себе приют в городе.

Комиссар павильона России, глава Stella Art Foundation Стелла Кесаева, пригласила организовывать экспозицию влиятельного международного теоретика и куратора Бориса Гройса, а тот, в свою очередь, выбрал концептуалиста Андрея Монастырского с группой "Коллективные действия". Участники "КД" начали свою деятельность в конце 1970-х: выезжая на природу, они устраивали тщательно документированные акции-перформансы, объединенные общим названием "Поездки за город". Проводились они, как правило, в чистом поле и были связаны с концепцией пустоты, отсюда и название проекта - "Пустые зоны".

И Кесаева, и Гройс говорят, что интерес к концептуальному искусству находится сейчас на пике во всем мире, и потому Россию представляет человек, который занимается им уже давно и последовательно. Для лучшего понимания этой художественной тенденции Гройс вместе со Stella Art Foundation организовал в Москве в апреле международный симпозиум "Возвращение к концептуализму".

Куратор представил "Пустые зоны" как "большую инсталляцию", которую, уверен он, надо видеть собственными глазами - никакими схемами и картинками ее не описать. Однако сам Монастырский намекнул, что по сути она будет представлять собой бюро и архив.

С пространством российского павильона, построенного в 1914 году по проекту Щусева и совсем недавно реконструированного, инсталляция Монастырского и "КД" никакой связи иметь не будет. По словам Гройса, некоторое время назад популярно было создание инсталляций под конкретные помещения с учетом и обыгрыванием их специфики, но сегодня эта тенденция сходит на нет.

Государственный бюджет выставки в этом году составил 10 миллионов рублей. Этой суммы, по словам Кесаевой, хватило на возведение инсталляции, оплату работы художника, куратора и смотрителей, которые будут находиться при павильоне полгода, а также на предпечатную подготовку каталога. Стоит заметить, что нынешняя сумма в два раза больше, чем на прошлой биеннале, а на позапрошлую Минкультуры давало в три раза меньше денег.

НАШИ ЛЮДИ В ВЕНЕЦИИ

Русские в этом году продолжают ставшее уже традиционным наступление на Венецию - здесь открывается несколько выставок, организованных российскими государственными и частными культурными институциями.

В официальную параллельную программу вошли две из них - Эрмитаж подготовил проект "Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов" , а Московский музей современного искусства показывает проект Анастасии Хорошиловой "Старые Новости". Откроются они в одном из зданий венецианского университета Ка Фоскари (Ca' Foscari) и "Центре изучения и сохранения культуры Армении" соответственно.

ММСИ не впервые принимает участие в биеннале, в то время как для Эрмитажа это первый опыт представления российского современного искусства за рубежом. В Ка Фоскари, где в марте открылся Центр изучения культуры России, покажут большую часть тех 380 работ, которые были подарены музею Фондом Пригова.

В Скуоле Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco), расписанной Тинторетто, демонстрируется 120-минутная видеоинсталляция, сделанная по мотивам "Вечерни Богородице" Клаудио Монтеверди, которую Олег Кулик ставил в парижском театре Шатле, а во дворце Тре-Очи (Pallazzo Tre Oci) на острове Джудекка повторяют выставку "Модерникон. Современное искусство из России", которая уже была показана в Турине.

В Венеции без воды - никуда, и ЦСК "Гараж" решил не обустраивать свой проект "Рекламная пауза" в каком-нибудь очередном палаццо, а пустить его вплавь. На гигантском видеоэкране в течение пяти дней будут крутить работы более чем 80 художников, рассуждающих на тему взаимоотношений искусств и рекламы. Среди наших участников - группы АЕС+Ф и "Синие носы", а также Франческо Веццоли, Хельмут Ланг и Маурицио Каттелан.