Владимир Арнольд критиковал преподавание математики во Франции - ученый
3 июня 2010 года

Книги знаменитого математика Владимира Арнольда, скончавшегося в четверг в Париже, были открытием для французских студентов и, в отличие от французских работ, научили не скрывать трудностей и ошибок, заявил РИА Новости коллега Арнольда французский математик Этьен Гис.

Ученый с мировым именем Владимир Игоревич Арнольд скончался в четверг в Париже на 73-м году жизни. Он был лауреатом многих российских и иностранных премий, еще в 1963-м году получив Ленинскую премию. Он являлся иностранным членом Французской Академии наук, много лет преподавал в университете Париж-Дофин.

"Когда я был студентом, советские научные книги издательства "Мир" начали продаваться во Франции по совершенно микроскопическим ценам. Я знал Арнольда еще задолго до того, как познакомиться с ним в жизни. Я познакомился с его книгами - они исключительные, поскольку предлагают совершенно отличный от французского математический подход", - сказал ученый, заведующий секцией математики в Академии наук.

"Традиционная французская методика состоит в движении от общего к частному, а русская и, в первую очередь, методика Арнольда, в том, чтобы сначала взять небольшой пример, рассмотреть его с разных сторон и попробовать выстроить что-то на основе этого примера", - считает ученый.

Арнольд, по его словам, всегда применял педагогический подход, в котором математика соприкасалась с физикой, все объяснял на примерах и был очень конкретен.

"Традиционно французские математики, особенно в ту эпоху, из чувства некоего стыда прятали то, что им не удалось сделать. Математики доказывают теорему, работают, и, если у них что-то не получается, никому об этом не говорят. Когда они все-таки решают проблему, они публикуют книгу с описанием решения, но не раскрывают тех ошибок, через которые прошли", - сказал ученый.

Арнольд же, в отличие от французов, объяснял, что он хотел сделать и что ему не удалось.

"Для студентов это было чем-то исключительным. Он научил французских студентов, что не стоит бояться делиться ошибками и трудностями при решении проблем", - подчеркнул Гис.

По его словам, Арнольд конфликтовал с французской системой образования.

"Он был против принципов преподавания во французской Высшей нормальной школе, против манеры преподавания математики во Франции, которая, по его словам, была несгибаемой. Когда он преподавал во Франции, он делал очень серьезные выпады против нашей системы, но это ничем не обернулось", - сказал ученый.

Арнольд приехал преподавать в Париж после падения Советского Союза, но уже тогда отлично говорил по-французски.

"Он говорил мне, что знает французский с детства. У него не было акцента, но иногда не хватало слов. Он говорил по-французски как ребенок, который не выучил грамматику", - рассказал Гис.

Он отметил, что ученый очень любил Францию, "в том числе математически - он любил французского математика Анри Пуанкаре".

"Но я не думаю, что он был очень счастлив во Франции", - заключил коллега Арнольда.