Владимир Котт свел вместе Электроника, Буратино и Красную Шапочку в ностальгической драме
10 января 2011 года
Фильм "Громозека", вошедший в программу Роттердамского кинофестиваля, который пройдет с 26 января по 6 февраля, по мнению его автора, Владимира Котта ("Муха", 2008), представляет собой малобюджетный ностальгический блокбастер.
Бюджет фильма, по словам генерального директора выпустившей "Громозеку" компании Twindie Евгения Гиндилиса, действительно получился небольшим - около 900 тысяч долларов, в которых не было "ни копейки господдержки". Средства были получены, в частности, за счет предпродажи прав телекомпании НТВ.
"Громозека" - история про трех бывших одноклассников, милиционера Громова, врача Каминского и таксиста Мозерова, которые в школе вместе играли в группе, названной - по первым слогам их фамилий - "Громозекой". Теперь им около сорока, и с каждым жизнь обошлась по-своему жестко.
"Это история троих друзей, которые выросли и забыли, что когда-то были юными и счастливыми. Они разучились дружить, любить, страдать, переживать - чувства атрофировались или спрятались где-то глубоко внутри. Но по ходу действия ностальгия начинает пробивать их на чувства. У каждого из них возникает ощущение, что они всю жизнь занимаются не своим делом, выполняют навязанную сверху программу. И они начинают с этой программой бороться, помогают друг другу вспомнить, что и они когда-то были счастливы", - рассказал Котт.
В главных ролях у него снялись Николай Добрынин ("Русский регтайм", "Летние люди"), Леонид Громов (профессор из "Груза 200") и Борис Каморзин (майор Довжик из "Ликвидации"). Компанию им составляют Евгения Добровольская, уже засветившаяся в предыдущем фильме Котта, "Муха", Полина Филоненко (Катя из "Все умрут, а я останусь") и Валерия Гай Германика - в эпизодической роли, "просто по старой дружбе", как говорит Котт. Сам он тоже сыграл эпизодическую роль - режиссера порнофильмов.
"Ностальгия воплотилась и в кастинге вторых планов- я собрал в одном фильме супергероев моего детства: братьев Торсуевых, которые играли главные роли в "Приключениях электроника", Дмитрия Иосифова, сыгравшего Буратино, и Красную Шапочку - Яну Поплавскую. Когда я смотрю на повзрослевших героев моего детства - мне становится теплее", - признался режиссер.
Он объяснил, что из Яны Поплавской выросла замечательная актриса, из Дмитрия Иосифова - прекрасный режиссер, а братья Торсуевы стали бизнесменами, но согласились участвовать в проекте с удовольствием, а одному из них даже досталась большая роль.
Котт полагает, что набор актеров придает его камерному, в общем, проекту элементы блокбастера, однако по сути это простая и бесхитростная история про главные в жизни ценности.
"Я разделяю артхаус и авторское кино. Это - не артхаус ни в коем случае. Мой фильм - обычное авторское кино: сам написал сценарий, сам снял", - говорит он.
"Я считаю, что высший пилотаж - это когда простая история хватает тебя за сердце и заставляет переживать. Всякие спецэффекты, шум, dolby surround - то, что заставляет переживать на животном уровне - меня не очень интересует. Мне вообще кажется, что постмодернистское, вторичное артхаусное кино, которое оперирует формами, ловко переворачивая основные смыслы, со временем уйдет. Просто мне неинтересны концепции - мне интересны простые человеческие истории. Мне нравится, когда смотришь кино - и забываешь, что смотришь кино. Когда у зрителя размягчается сердце, то он на каплю становится счастливее. А это главное", - объясняет он.
Режиссер считает себя (а заодно - и своего брата-близнеца Александра Котта, снявшего патриотический блокбастер "Брестская крепость") продолжателем традиций советского гуманистического кинематографа, состоявшего не только из фильмов про войну, но и из "Девчат", "Весны на Заречной улице", "Заставы Ильича" и им подобных картин. "Это фильмы о самом главном: любви, смерти, дружбе, ценностях, которые сейчас, возможно, выглядят пошло, но для меня - к счастью или к сожалению - очень важны до сих пор", - комментирует автор "Громозеки".
По его словам, у них с братом "общее детство", а значит, "в чем-то наши фильмы похожи, несмотря на разные сюжеты и бюджеты".
Про "Брестскую крепость" Владимир Котт говорит, что там "иногда, на генетическом уровне, возникает такой пафос из советского восприятия фильмов про войну, который заставляет плакать и сопереживать, который бы уже, казалось невозможно снять в наше циничное время, но брату это удалось. "Я бы так не смог, - добавляет режиссер, - не люблю, когда много героев в кадре".
Сам же он, если бы вдруг получил большой бюджет, хотел бы снять "большую нормальную детскую сказку, то есть кино навсегда", но пока, по его словам, продюсерам кажется, что это слишком дорого.
"Я мечтаю снять "Кондуит и Швамбранию" Льва Кассиля, или что-то из Владислава Крапивина, или "Аэлиту" - для меня это тоже сказка. Время покажет", - заключает режиссер.
"Громозека" - единственный российский претендент на главную роттердамскую награду - "Золотого тигра".
Вместе с тем, в параллельной программе Bright Future участвует еще один фильм из России - "Я тебя люблю" Павла Костомарова и Александра Расторгуева, проект абсолютно иного толка: это радикальный киноэксперимент, в ходе которого жители Ростова-на-Дону снимали самих себя на маленькие цифровые камеры, а режиссеры формировали сюжет фактически с помощью монтажа.
"Роттердам интересуется фильмами, которые не гонятся за сиюминутным успехом и адекватны собственному размеру, так что мы очень хорошо друг другу подошли", - резюмирует Гиндилис.
По его словам, после фестиваля "Громозека" выйдет в международный прокат, так как к картине "уже проявляют интерес крупные европейские дистрибьюторы".