Возвращение "Бориса Годунова" на сцену Большого встретили с восторгом
2 декабря 2011 года

Легендарный спектакль "Борис Годунов" Модеста Мусоргского в постановке 1948 года привлек необычайно много посетителей на свое триумфальное возвращение. Зрители до отказа заполнили историческое здание Большого театра, где 1 декабря произошло это знаменательное событие. Главный оперный шедевр "большого стиля" - первый из знаменитых больших спектаклей театра, вернувшихся после реконструкции на родную сцену.

Среди зрителей были и те, кто видел эту легендарную постановку еще до реконструкции, и предвкушали радость встречи с прекрасными декорациями и костюмами Федоровского, и те, кто только слышал об этой постановке и мечтал убедиться воочию в величие и красоте оперного спектакля, созданного Николаем Головановым, Леонидом Баратовым, Федором Федоровским и Леонидом Лавровским.

Хотя современный зритель не привык к многочасовым представлениям, за четыре с половиной часа, что длится опера "Борис Годунов", никто не ушел, и каждую новую картину встречали и провожали аплодисментами.

Нынешний спектакль особенный - он посвящен юбилею народной артистки России, солистки Большого театра Валентине Левко, на сцене которого она пела более 20 лет. Об этом было объявлено перед началом представления, и в зале раздались аплодисменты, зрители приветствовали знаменитую певицу, которая сидела в директорской ложе, где глава Большого театра Анатолий Иксанов вручил ей цветы.

"Я впервые после реконструкции пришла в Большой, и мне все нравится, - сказала в интервью Валентина Левко. - Здесь я отмечаю уже второй свой юбилей, что очень приятно. Еще не посмотрела "Руслана и Людмилу", оперу, в которой состоялся мой дебют в Большом в 1959 году. А в "Борисе Годунове" пела партию "хозяйки корчмы" в этой же постановке в 1966 году. Я довольна тем, что увидела и услышала: декорации и костюмы превосходны, хороший оркестр, отменный хор, большой молодец Михаил Казаков в роли царя Бориса. Замечательная акустика, что необычайно важно, особенно для музыкального театра. Возвращение на историческую сцену "Бориса Годунова" - это потрясающее событие, которого мы давно ждали. Большой театр возрождается".

Декорации и костюмы Федоровского впервые европейская публика увидела и восхитилась ими еще во время дягилевских "Русских сезонов". Ученик выдающихся наставников - Врубеля, Коровина, Серова, он посвятил много лет жизни и сил Большому театру, где создал ряд оперных и балетных спектаклей. Но все-таки самым главным для художника стал именно "Борис Годунов", где Федоровский выразил всю свою любовь и уважение к России, ее традициям, ее истории. На сцене оживают картины Соборной площади Кремля, храма Василия Блаженого, Новодевичьего монастыря. Одна картина сменяет другую: зритель попадает в келью Пимена в Чудовом монастыре, а затем в покои царя Бориса, видит роскошный польский дворец в знаменитой сцене встречи у фонтана Марины Мнишек и Самозванца.

В спектакле вместе с хором занято около 400 человек, и у каждого свой индивидуальный костюм. Как рассказала художник по восстановлению костюмов Елена Зайцева, подготавливать костюмы начали еще до начала реконструкции театра. И уже успели показать их в Лондоне, где в 2006 году Большой представил с огромным успехом "Бориса Годунова".

"Мы восстанавливали все точно по образцам и эскизам Федоровского, стараясь как можно ближе быть к замыслу художника, сохранить стиль исторической достоверности, который он исповедовал. И следуя его завещанию, создавать каждый костюм с учетом индивидуальности персонажа и индивидуальности каждого исполнителя. Мы использовались настоящие дорогие ткани: шелка, бархат, парчу, причем все костюмы создавались вручную с уникальной авторской вышивкой и росписью"

Вся эта красота предстала перед зрителями сегодня в спектакле. Не подвела и техника Основной сцены, которая еще проходит непростой период апробации и настройки. Все прошло, как говорят в штатном режиме, и даже живая белая лошадь, на которой выезжал на сцену Самозванец, вела себя достойно, как бы сознавая ответственность и торжественность момента.

По завершению спектакля зрители аплодировали, кричали браво, и долго не отпускали артистов, благодаря за доставленное наслаждение высоким искусством.