Выставка о творческой свободе русских художников открывается в Италии
28 января 2011 года

Выставка Svoboda, представляющая 12 современных российских художников и архитекторов, открывается в Spazio Carbonesi в Болонье в пятницу, сообщила ее куратор Дарья Хан.

"Русское слово "свобода", написанное латинскими буквами, для иностранной публики - просто набор букв, некий код, который мы предполагаем расшифровать", - говорит она.

Свои проекты, преимущественно пространственные инсталляции, специально для выставки подготовили Кирилл Асс и Анна Ратафьева, Юрий Аввакумов, Максим Ксюта, Ростан Тавасиев, Юлия Застава, Аня Желудь, Роман Сакин, Александр Бродский, Дмитрий Гутов, Петр Белый и Ирина Корина.

Речь на выставке идет исключительно о внутренней свободе каждого художника в той ситуации, в которой он живет и работает, и не затрагивает глобальные политические аспекты.

Вместе с тем, куратор говорит о том, что понятие "свобода" потеряло свою наполненность в философском смысле из-за тех процессов, которые происходят в современном искусстве. Поэтому некоторая рефлексия на тему цензуры неизбежна из-за судебных преследований в России кураторов и художников.

Выставочное пространство Spazio Carbonesi было создано в болонском палаццо Замбеккари пару лет назад. С тех пор там проходят перформансы, групповые и индивидуальные арт-выставки, общая черта которых - взаимодействие художников с классическим старинным зданием.

Традицию решили соблюсти и в этот раз.

"Каждому автору был выделен отдельный зал, которым он мог для реализации проекта распоряжаться по своему усмотрению, выстраивать свой диалог с окружающим пространством", - рассказала Хан.

По ее словам, особенного принципа отбора авторов не было, но то, что среди них добрая половина - архитекторы, не случайно.

"В данном случае приветствуется пространственный подход к искусству, и это не совсем простая задача для многих художников", - поясняет куратор.

Так, например, Юрию Аввакумову достался самый большой зал в палаццо - бальный.

"Изначально перед ним стояла очень сложная задача - помимо того, что на потолке зала старинная фреска, так еще и с прошлого года там уже стоит инсталляция Дмитрия Гутова", - рассказывает Хан.

Проект Аввакумова "Минное поле" представляет из себя напольную проекцию звездного неба над Болоньей в день открытия выставки, где звезды превращаются в мины и специальным образом огораживаются, ограничивая передвижение по залу.

А по задумке Кирилла Асса и Анны Ратафьевой во все время работы выставки у каждого зала будет стоять своеобразный почетный караул, как у Мавзолея, в стилизованной под военную форме. Их задача - сохранять тишину и спокойствие и прикрикивать на расшумевшихся зрителей.

Одним из своих самых любимых проектов куратор называет придумку Романа Сакина, известного своими кинетическими объектами. Для итальянской выставки он воспроизвел пространство хрущевки с выдвигающимися из стен белыми параллелепипедами.

С одной стороны, объясняет Хан, это давление ограниченного пространства на личность художника, а с другой - исследование стереотипных представлений о красоте, которые здесь олицетворяют те самые двигающиеся блоки.

Одновременно с выставкой Svoboda проходит Болонская художественная ярмарка, в этом году отмечающая свое 35-летие.