Юбилейный Россиский антикварный салон открылся в Москве
16 апреля 2011 года
Двести пятьдесят галерей, специализирующиеся на исторических произведениях искусства, принимают участие в юбилейном, 30-м Российском антикварном салоне, который в субботу открылся в Центральном доме художника.
"По сравнению с тем временем, когда мы начинали, число экспонентов выросло в 10 раз", - сказал журналистам Василий Бычков, директор "Экспо-парка", компании-организатора проекта.
По числу участников это вполне сопоставимо с престижными международными ярмарками - TEFAF в Маастрихте и парижской Биеннале антикваров, где выставляются 260 и 85 галерей соответственно.
Бычков отметил, что Российский антикварный салон, несмотря на свое развитие, как был, так и останется национальным: зарубежных галеристов почти нет, и в обозримом будущем их существенного увеличения не предвидится.
"Это связано с правилами ввоза-вывоза произведений искусства, с самой структурой рынка", - объяснил он.
Тем не менее, организованная Бычковым в 2008 году "Конфедерация антикваров и арт-дилеров" вошла в CINOA - структуру, которая объединяет 5 тысяч дилеров из 32 международных антикварных ассоциаций.
"Это - факт признания международным сообществом нашего внутреннего рынка, и в этом году мы впервые проведем у себя, в Санкт-Петербурге, заседание Генеральной ассамблеи CINOA", - рассказал директор "Экспо-парка".
Среди произведений, которые представлены на 30-м салоне - эскиз Александра Дейнеки "Прыжок в воду" для панно на станции метро "Маяковская" ("Джеймс Баттервик"), "Портрет крестьянской девушки" Алексея Венецианова ("Русский авангард"), рисунок Валентина Серова, изображающий Илью Репина на лошади ("Антик-Инвест"), а также пара гобеленов "Портреты богов" XVIII века (Boccara design) и французский кабинетный гарнитур в ампирном стиле ("Старый Париж").
Многие галеристы подготовили тематические экспозиции. Так, например, "Модус Вивенди" показывает пейзажи мастеров "золотого" XVII века, считающегося периодом расцвета голландского изобразительного искусства, в Galleria Sorgente добавили к голландцам итальянских, немецких и французских художников. Галерея "Альтруист" сосредоточилась на первых именах русской живописи второй половины XIX века - на ее стенде можно увидеть, например, картину мариниста Алексея Боголюбова "Амстердам в лунную ночь", которая происходит из собрания императора Александра III. Галерея "Академiя художеств" показывает произведения того же периода, только западноевропейских художников, в том числе пейзаж Пьера Огюста Ренуара.
По традиции, на салоне представлены также несколько некоммерческих проектов. В этот раз самый впечатляющий из них посвящен итальянской живописи с XIV и до XVIII века, куратором которого выступила крупнейший специалист в этой области, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова. Ей удалось собрать по частным московским коллекциям произведения музейного уровня, причем многие из них происходят из еще дореволюционных собраний и были переданы нынешним владельцам по наследству. Как, например, самое ранее произведение на экспозиции - "Христос-Пантократор", написанное Сенья ди Бонавентура в 1320-х годах или же небольшая картина "Сцена битвы с белой лошадью на первом плане" Франческо и Пьетро Грациани. Произведения столь высокого уровня и аранжировали соответствующе - стены выкрасили в подходящий для них приглушенный цвет, устроили точечную подсветку и обеспечили тройную систему охраны.
"Эта выставка - заявка на экспозицию большего масштаба, которая позволит понять, какие сокровища есть в частных российских коллекциях", - говорит куратор.
По ее словам, собирательство итальянской живописи - один из самых трудных сегментов коллекционирования.
"Чтобы ее собирать, надо в ней разбираться, а понимать итальянскую живопись совсем непросто, тем не менее, сейчас коллекционеры обращаются к ней все чаще", - отметила специалист.
По ее словам, это свидетельствует о том, что наш внутренний рынок достиг "определенного уровня зрелости".
Антикварный салон работает до 24 апреля.