Как деградируют колядки
Украинская рождественская традиция превращается из яркого действия в общую попойку или минутное попрошайничество. Этнологи склонны считать, что традиция ходить по хатам и с песнями и восьмиконечной звездой - колядовать - не прерывалась в народе никогда. Даже когда мы тысячу лет назад изменили религию, смысл коляды не поменялся: все равно украинцы славили новорожденного Бога, как прежде новое солнце, и зазывали к себе счастье, здоровье и все блага песнями в его славу. Но вот прошла еще тысяча лет и, кажется, традиция снова начинает приобретать новые черты - с помощью денег и водки.
Тюремны романс на рождество
Признаться, я всегда считала себя в некотором роде счастливицей. Дело в том, что мне повезло родиться в Закарпатье - том регионе Украины, где традиция коляды не прерывалась никогда, даже во времена "советов". Старики любят рассказывать, что сегодняшним колядкам никак не сравниться с рождественскими гуляньями времен их молодости. Хотя нынче празднества так же массовы, и во времена святок знакомые строфы из колядок как и прежде раздаются над селами с разных уголков. Но если подумать только, во что эта традиция за последнее время превратилась!.. Ведь даже на расстоянии от колядок "несет перегаром": чувствуется, что исполнители уже изрядно наколядовались, а их святочное пение мало чем отличается от завываний в стиле тюремных романсов - мотив и манера те же, разве что слова другие.
Пить и Бога славить
Объясню: известно, что в первый день рождественских праздников традиционно по селам ходят группы колядников, в составе которых - только подростки и неженатые ребята. Колядовать начинают с обеда, после того, как закончится церковная литургия, и до следующего утра. За это время одна группа обычно успевает обойти около 25–30 домов. Колядуют ребята знакомым и родственникам не за деньги, а за угощения - у нас говорят "за вино" (у каждого хозяина в погребе оно как раз вызревает к Рождеству и каждый спешит угостить новым вином гостей в ожидании комплиментов). В самих колядках, которые они поют, есть намек на то, чем хозяева должны "рассчитаться" за пожелания счастья, здоровья и урожая: "Кіть маєш дівку, жень на паленку на сись динь, гей, на сись динь, та й на Рожденство Христово. Кіть маєш сина, наріж нам сира на таріль, гей, на таріль, та й на тарілець біленький". Ну а хозяева и рады угостить, в итоге у некоторых колядников силы заканчиваются уже на третьей хате - их или отводят домой или гостеприимные хозяева (что случается гораздо реже) предоставляют "нумер", где можно часик-второй проспаться, а потом догнать своих или присоединиться к ближайшей группе, которую встретишь на улице.
Самые же стойкие колядуют до утра. Правда, в том, что они поют, с каждым часом все труднее идентифицировать колядки (в последнее время мне приходилось слышать даже такие "модерные" строфы в сакральных песнях, как "Будеме пити і Бога славити"(!!!) Но все равно, не принять колядников (даже если они пришли к вам в безобразнейшем пьяном виде) - нельзя: снимут ворота, а худшего позора нарочно не придумаешь. Поэтому мы с мамой каждый раз поднимаемся, если в полчетвертого под окнами слышится: "Пане газдо, даєте веселити?", и сонными голосами отвечаем на стук в дверь: "Веселіть, веселіть", и слушаем пьяных колядников, и смотрим, как они еле вращают в руках рождественскую звезду. Поверьте, слушать подобные поздравления и пожелания так же тошно, как и попсовые напевы в телевизоре. Однажды мама не выдержала и на правах учительницы попыталась объяснить ребятам, что горланить колядки заплетающимся языком - это грех и делать это нельзя так же, как и ходить пьяным в церковь. Ведь колядки - такие же сакральные песнопения, как и христианские молитвы, просто они пришли к нам из иной традиции, этнической. Но у ребят нашелся для мамы весомый контраргумент: мол, как вы можете, Людмила Андреевна, так о нас говорить - ведь мы же поддерживаем народную традицию!
Новая шапка лучше благодати
Хорошо, что рождественскую традицию в Украине поддерживают не только молодежь, но и дети, скажете вы. Уж они-то не такие. Как бы не так. У маленьких колядников просто соблазны другие.
Как известно, нынче за колядки с детьми рассчитываются деньгами. Соседским дают побольше, родным - вообще хорошо платят, ну а обычным сельским - сколько не жалко (уже два года "минимальный взнос" держится на гривне). Конечно, ни о каком взаимообмене энергий здесь не может быть и речи: деньги, как утверждают биоэнергетики, ее не передают, особенно бумажные. Но ведь если понаблюдать за детьми, то заметишь, что им-то этой благодатной энергии и не надо. Спрашиваю младшую сестру о прошедших праздниках (она еще ходит колядовать с детьми по селу): мол, к кому заходили. А она по-детски прямо отвечает: "Туда, где больше платят!"
- А вы откуда знаете, где как платят - по внешнему убранству дома, что ли, судите? - уточнила я, удивленная простодушию сестренки.
- Да нет, мы спрашиваем у ребят, которые из двора выходят: "Сколько здесь платят?" Если нам отвечают, что меньше, чем гривню, то туда и не заходим. В итоге, - похвасталась сестра, - заработала 150 гривен! Теперь куплю себе новую шапку.
Ангелочки, светящиеся от яблок
Этнотрадиция учит, что дети - носители особого духа. Поэтому их в дни святок хозяева особенно ждали: детские колядки и пожелания здоровья, счастья, урожая имели наибольшую силу. Наши предки верили, что чем больше ребятишек ступит на порог с колядками, тем удачнее будет следующий год. Поэтому и благодарили их особо: пирогами и медом, яблоками и орехами. В нашем нынешнем понимании - это просто домашняя выпечка и фрукты, каких на каждом прилавке - бери-не хочу. Но в этнотрадиции, как известно, любое ритуальное действие (а благодарение за колядку такой же ритуал, как и исполнение самих песен) одухотворено и имеет особый смысл. Поэтому вместе с пирогами, медом и яблоками хозяева отдавали маленьким колядникам свою благодарную энергию, как бы заряжая детей ею. То есть происходил взаимообмен хорошими пожеланиями, который тут же начинал действовать. Ясновидящие даже говорят, что маленькие детки-колядники светятся как ангелочки.